Его видимая часть всегда была и остается по-детски веселой и радостной. Звонкой, как благодарные аплодисменты, которыми венчаются выступления артистов после завораживающих номеров и безупречного поведения животных.
Другая часть — это тяжелый, изнурительный труд на манеже. С жесткими падениями, травмами и байками в курилках о том, как феерическое выступление лишь по счастливой случайности не закончилось трагедией. Не иначе, как по доброй воле небесного покровителя артистов. Если он, конечно, существует...
Эта жизнь циркового коллектива периодически освещается в прессе. Подобные рассказы щекочут нервы публики не хуже самого сложного номера воздушных акробатов под куполом. Впрочем, по-настоящему леденят кровь истории из повседневной жизни цирка. О том, что знают исключительно его работники, работающие с животными, обеспечивающие их питанием, убирающие в вольерах, составляющие новые программы и устраивающие гастроли. А после творческой нервотрепки отчитываются перед государственными контролирующими органами... И что меньшее зло — свирепый тигр или глупый чиновник — вопрос не такой однозначный, как это может показаться на первый взгляд.
Это не анекдот и не байка. А реальная жизнь. Приходит простой украинский чиновник в простой украинский цирк, три недели ворошит бухгалтерские бумаги, еще неделю тратит на бумаги отдела кадров, а потом говорит директору: «Ну, мол, все понятно... Только есть вопрос. Как долго длится сезон и сколько представлений вы проводите за это время?»
— Наш сезон — с сентября по июнь, — отвечает директор. — А представлений где-то под две с половиной сотни...
— Та-а-к, — глубокомысленно изрекает инспектор. — Государство кормит ваших животных в течение сезона, то есть, с сентября по январь. Почему оно должно делать это все остальное время? Может, их в зоопарк отдать?..
Немая сцена в «Ревизоре» — ничто по сравнению с тем состоянием, в которое вгоняют подобные вопросы.
Тяжелые потери
В связи в ситуацией в Крыму, в Донецкой и Луганской областях украинская цирковая отрасль поставлена на грань выживания. Она и раньше не блистала особой прибылью, а теперь и подавно. На полуострове Украина лишилась сразу одного стационарного манежа в Симферополе и двух площадок для цирка-шапито в Ялте и Севастополе. Но если эта проблема идет в комплексе с крымским вопросом, то на востоке страны ситуация вообще аховая. Особенно в Луганске, где здание цирка периодически обстреливалось боевиками, а управленческий состав, часть творческого коллектива и животные вынуждены были укрываться в подвале. Судить о повреждениях самого здания пока не представляется возможным, но можно с уверенностью сказать, что вероятность открытия нового сезона в Луганске практически равна нулю. Та же судьба постигнет и традиционный Международный конкурс циркового искусства, который проводился в Луганске и давал молодым талантам из Украины, стран Балтии, Европы и России выходить на настоящий манеж, чтобы впервые ощутить на себе свет юпитеров и внимание зрителей. Разве что на помощь придет киевский Национальный цирк, если в бюджете найдутся средства...
Очевидно, что это самым непосредственным образом отразится на годичных показателях цирковой отрасли, ведь при действующей системы ротации отечественных артистов выступления во время курортного сезона всегда были хорошей возможностью для заработка. Как и в Донецке и Луганске, где цирковые арены до недавнего времени неизменно собирали аншлаги... Что делать, из чего извлекать прибыль и как жить дальше пока никто толком не понимает. Разве что остается уповать на профессионализм нынешних управленцев и принятие закона о цирковой деятельности, которая до сих пор не регламентирована на высшем законодательном уровне.
Что для закона радость — для цирка беда
Количество проблем из-за отсутствия адаптированных законов — громадье. Например, наши цирки обязаны проводить обязательные тендера на закупку корма для животных. Больше всего страдают от этого хищники, которым каждый день необходимо до восьми килограммов свежего мяса. Свежего — это не более шести часов с момента забоя. Продукт глубокой заморозки совершенно не годится для кормления четырехлапых артистов. Животное может перебиться пару дней, но если дольше, то начинаются проблемы со здоровьем. Тем не менее, цирки, как субъекты государственного сектора экономики, вынуждены проводить 3-месячные тендеры на закупку всего, в том числе и мяса! Тоже самое с транспортной логистикой. Иметь свой автопарк для перевозки животных и реквизита цирку невыгодно. А работа через тендер — это чистая утопия.
Проблема цирков не столько в сроках открытых конкурсов, а в том, что ни один бизнесмен не желает бороться за контракт с госструктурой, т.к. не видит для себя реальной прибыли или возможности сокращения издержек выполнения договора, не говоря уже о хронических задержках с оплатой через Казначейство. Если бы цирку требовалось определенное количество мяса на год и оптом — проблем бы не возникало. Ведь оптом всегда дешевле, да и с процентами прибыли «поиграться» можно. А в существующей системе экономических отношений между сторонами больше головной боли, чем нормальной, взаимовыгодной работы.
Даже несмотря на критику в свой адрес, цирки вынуждены идти на непопулярные шаги. Например, сдавать в аренду свои помещения под торговые выставки и ярмарки. Но спасением это назвать можно весьма условно, учитывая, что всю выручку забирает Госфондимущества. По закону, циркам возвращается лишь 30% от суммы, с которой извольте уплатить еще налоги. Кроме того, все цирки в стране подчинены Министерству культуры. Но расположены здания на коммунальной земле городов. Это значит, что ко всем расходам добавляется еще и коммунальный налог на землю. Достаточно сказать, что за один лишь месяц киевский Национальный цирк Украины обязан отдать порядка 1,2 млн гривен в качестве налогов!
На фоне всего этого цирки фактически лишены возможности принимать пожертвования меценатов. Разрешенные законом 10 000 гривен, с которых, опять же, необходимо заплатить налоги, — это не просто копейки, а форменное издевательство над цирком, людьми и здравым смыслом.
Вот и крутись, как белка в колесе, всем на потеху...
Красота грязных игр
Впрочем, все вышеперечисленное — полбеды. Сейчас цирки и профильные департаменты Министерства возглавляют достаточно профессиональные люди, которые понимают друг друга и умеют решать возникающие проблемы в узких рамках украинского законодательства.
Настоящая свистопляска начинается каждый раз, как в Кабмин приходит новый министр культуры, не говоря уже о смене всей вертикали власти. И тут обнажается еще одна сторона «веселой» цирковой жизни — история о простой человеческой зависти, беспринципности и попытках проходимцев дорваться до власти. События этой зимы, к сожалению, не стали исключением.
О Майдане уже сказаны тысячи слов, еще больше будет сказано впоследствии, когда задекларированные желания и цели будут реализованы и достигнуты. Либо провалены. Тут уж дело такое... Ведь при всем благородстве майдановских идей, реальная жизнь всегда вносит свои коррективы, включая и ошибки, и так называемый «эксцесс исполнителя».
Не секрет, что одним из самых мощных движителей Майдана было осознание острой необходимости изменений в политической, общественной и экономической жизни страны. Но сейчас, когда Украина надрывается в попытке разрешить кризис на востоке, этими лозунгами мастерски оперируют люди, которым не нужны перемены. Им нужна уже выстроенная система для личного обогащения. Хотеть большего они просто не могут, так как ничего в своей жизни не создали. Не «покрутились, как белки в колесе...»
Недавно Министру культуры Украины Евгению Нищуку было отправлено письмо так называемой «рабочей группы» под командованием артиста циркового жанра Сергея Марченко. Обвинив всю цирковую братию в коррупции, в дачах и получениях взяток, сокрытии прибыли и разворовывании бюджета Украины при прошлой власти, Марченко предложил профильному Министерству полностью демонтировать нынешнюю систему циркового искусства, провести «структурную реформу» и обеспечить «концептуальное развитие» и внедрить новые «алгоритмы выхода на самоокупаемость и получения прибыли».
Далее артист обещает сделать цирк не просто доходным, а едва ли не бюджетообразующим! И ставит в пример работу Цирка дю Солей и Цирк Кобзов. Мол, если эти коммерческие организации получают сверхприбыль, то можно лишь представить, каких высот достигнет государственная структура!
Говорить о дю Солей действительно легко. Но лишь до тех пор, пока не станет очевидной разница в подходе канадского цирка и украинского. У нас (и это историческая традиция) акцент делается на детском празднике и семейных зрителях, которым в первую очередь интересны зрелищные номера с животными. В свою очередь, канадская организация специализируется на представлениях для взрослых. Это светский раут с акцентом на красоту и возможности человеческого тела. И сравнивать аудиторию, географию выступлений, извлекаемую прибыль двух мероприятий с одинаковым названием попросту некорректно.
А венцом упомянутого письма является «новая организационная схема» цирковой отрасли, в которой упраздняются юридические статусы цирков, как самостоятельных единиц, создаются новые расходные подразделения, а главное — предлагается назначить полномочного представителя министерства (генерального директора) и в его же лице — главы некой «Художественно-экспертной комиссии», который бы единолично контролировал всех и вся. Как в финансово-экономической деятельности, так и в вопросах оценки творческой работы цирковых коллективов. Оцените красоту игры: ведь это сплошное «удовольствие» оперировать понятиями «нравится или не нравится», да еще с финансовой дубинкой в руках!..
Схема, откровенно говоря, не нова. Нечто подобное успешно внедрял экс-президент Виктор Янукович, назначая так называемых «смотрящих» во всех областях страны. Различие лишь в том, что «смотрящие» не имели официального статуса. Но в схеме Сергея Марченко этот недостаток заботливо учтен и исправлен...
Искоренение коррупции — вещь, безусловно, актуальная и крайне необходимая стране. Но вместе с тем архисложная, учитывая длительность существования различных схем. Люстрация — это не повод стричь под одну гребенку, тем более в культурной и творческой среде. Ведь миллионы и миллиарды Януковича разворовывались не через культуру, не через искусство и тем более не через цирк.
И в чем же тогда сакральный смысл борьбы с коррупцией, если отдать ее в руки аферистов? Риторический вопрос...
«Все то же на манеже»
Интернет подсказал, что это далеко не первая попытка Сергея Марченко внедрения своей схемы. В 2005-м году он вместе с братом Алексеем приковал себя цепями и объявили голодовку в кабинете Министра культуры Оксаны Билозир.
17 апреля 2005 года сайт Liga.net со ссылкой на «5-й канал» сообщил, что артисты цирка братья Марченко заковали себя в цепи и объявили голодовку в стенах Минкультуры с требованием отставки только что назначенного министра. «Они убеждены, что в Министерстве не собираются реформировать цирковую сферу, — говорится в сообщении. — Министр не хочет встречаться с артистами цирка, чтобы выслушать их проблемы. Саму Билозир братья называют умной женщиной. Но она певица, и это ее во многом оправдывает... А вот ее первого заместителя точно надо уволить, так как он дает неправильные советы министру...»
Тогда один из замминистра четко расставил все точки над «i»: «Единственное, что привело братьев Марченко в министерство, — это желание занять лакомые должности. Например, генерального директора Укргосцирка...»
Самое интересное, что с назначением правительства Николая Азарова четыре года назад, история повторилась один к одному. Разве что без цепей и голодания. Но требования, письма и схемы что в 2005-м, что 2010-м, что сейчас, в 2014-м — словно писаны под копирку. И грустно, и смешно.
Хотя, наверное, артистам простительно. Не иначе, как творческий поиск...
Украинские цирки стоит на пороге больших перемен. Им заново придется учиться выживать. Вероятно, на фоне постмайдановских событий, аннексии Крыма и проведения АТО на востоке страны, насущные проблемы и трудности цирков покажутся кому-то незначительными. И едва ли уместными. Но...
Ситуация, в которой очутилась страна, рано или поздно разрешится долгожданным миром. И тогда украинский народ, его перепуганные дети захотят поскорее забыть весь этот ужас последних месяцев. Главное, чтобы к тому времени от настоящего, веселого, радостного и зрелищного украинского цирка, не осталось лишь горькое воспоминание...
Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
Комментарии