Одесский кинофестиваль 2015: крайности восточного кино

Новый фестивальный дневник о фантастике и реализме иранского кинематографа.

Анна Дацюк
Анна Дацюк
журналистка
15 июля 2015, 09:02
Отчеты
© oiff.com.ua

Несмотря на то, что уже добрых четыри дня ОМКФ демонстрирует международные хиты и лучшие картины новичков европейского арт-хауса, настоящие аншлаги начались только со вчерашнего дня. Впереди у фестиваля еще половина международного конкурса, множество мастер-классов, серия короткометражек из украинской секции, гала-премьеры и многое другое, так что до финала киносмотра остались еще километры пленки и десятки картин.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Вчерашний день редакция tochka.net провела отсматривая самое интригующее кино программы - иранское, а на последок даже украинская секция затронула специфику восточной, а точнее - хасидской культуры.

Международный конкурс продолжился иранским роуд-муви “Атомное сердце”. Фильм является второй режиссерской пробой Али Ахмадзаде - архитектора и музыканат из Тегерана, который впервые взялся за камеру всего два года назад. Героями картины стали две иранские девушки Арине и Нобахар. Подруги возвращаются с ночной вечеринки когда попадают в дорожную аварию и разбивают чужую машину. Странный парень предлагает возместить убытки, а взамен просит девушек отправиться с ним в ночное путешествие по ночному Тегерану.

ОМКФ 4 день
© oiff.com.ua

Реалистичная картина с вполне приземленными диалогами, шутками и пением песен в салоне прокуренного авто со временем приобретает магический и абсурдный характер. Минуту назад девушки говорили о земных вещах - бывших парнях, работе, эмиграции в другую страну. Однако с появлением загадочного мужчины, в салон авто незаметно просачивается настоящая мистика в виде обрывок фраз о паралельных мирах. В последствии, как бы девушки не пытались улизнуть от пугающего таинственного спутника, парень знает на какой заправке найти Арине и Нобахар ведь у них есть “секретная мисия”.

Совершенно ограничным кажется то, как Ахмадзаде вписал магический реализм в стандартную восточную инди-драму. Логичный жанровый переход почти не ощутим, ведь режиссер не меняет динамику фильма, снимая в большинстве случаев салон авто общим планом. Городская насыщенность вместе с тем здесь хорошо передана с помощью звуковой полифонии, шума ночных улиц, сквозь котрый прорывается авто главных героев.

ОМКФ 4 день
© oiff.com.ua

Не пытаясь не первых порах объяснять мистический абсурд, ворвавшийся в средине фильма, режиссер как минимуми заинтересует зрителя, с кем имеют дело наши героини - Мефистофелем, инопланетянином или же просто сумасшедшим. Ближе к концу картина разгонит воображение и добавит саспенса, чтобы оборваться открытым финалом. Единственная оплошность режиссера в том, что одной из финальных сцен стало объяснение происхождения таинственного парня. Фактически Ахмадзаде проделал всю работу за зрителя, вероятно, побоявшись остаться непонятым.

Вскорее на большом экране ОМКФ Ахмадзаде уступил место легенде иранского кинематографа - Джафару Панахи. В секции “Фестиваль фестивалей” здесь показали последний фильма Панахи “Такси”, получивший Золотого Медведя в Берлине, и это, пожалуй, один из лучших “фестивальных уловов” для Одесского кинофестиваля в этом году.

ОМКФ 4 день
© oiff.com.ua

Кроме своей новаторской манеры съемки, как одного из самых влиятельных представителей иранской “новой волны”, Панахи также известен как настоящий кино-диссидент. В 2010 году Панахи был несправедливо арестован как политический узник и до 2020 режисеру запрещено снимать кино и покидать Иран. Будучи под домашним арестом, господин Джафар продолжает создавать кино и тайком отправлять его на мировые киносмотры. К примеру, один из последних фильмов под ироничным названием “Это не фильм” Панахи передал в Канны на флешке, спрятаной в именинном торте.

Впрочем, по-настоящему поражает не изобретательность Панахи в такого рода контрабанде, а его неиссякаемое воображение, толкающее работать режиссером, имея при этом минимум средств и будучи вне закона. Новая картина Панахи “Такси” - это мастерски сделанный мокьюментари (художественный фильм стилизированый под документалистику), в котором Джафар сам сел за руль такси и коллекционирует истории пассажиров, снятые на видеорегистратор и две непрофессиональные камеры.

ОМКФ 4 день
© oiff.com.ua

Круговорот людей, садившихся в такси Панахи позволяет раскрутить сразу несколько жанров картины, от абсурдной комедии до криминальной драмы. Автор, казалось бы, лишь в начале пытается не вмешиваться в процес, однако совсем скоро становится полноценным участником происходящего.

Настрой на документалистику, в этот раз самую подлинную, подхватила картина “Дибук. История странствующих душ” в секции украинского конкурса. Польский режиссер Кшиштоф Копчински документирует непростые отношения украинцев и хасидов, ежегодно посещающих Умань в паломничестве к могиле святого лидера брацлавского хасидизма Ребе Нахмана.

ОМКФ 4 день
© oiff.com.ua

Каждый год в Умань прибывают тысячи хасидов из 70 стран. Они фактически поддерживает большую часть экономики города, но не всех в городе это устраивает. Украинские националисты агитируют против иностранцев и обвиняют местные власти в продажности. Конфлик усиливает тот факт, что на берегу озера, где крупнейшая группа хасидов приходит помолиться каждый год был воздвигнут большой христианский крест.

Режиссер намеренно абстрагируется и не принимает чьей либо стороны. Таким образом зритель получает порой настолько неудобную правду, что после показа перед режиссером за своих сограждан извинялись как украинцы, так и местные представители еврейской общины. Копчински пытается исследовать проблему изнутри, раскачивая лодку все сильнее. Вот местные власти хотят установить монумент полководцам Гонте и Зализняку, вырезавшим более 20 тисяч уманских евреев, и все это фактически на глазах у приезжих хасидов. Вот хасиды говорят о “примитивной нации украинцев-антисемитов", чью землю Бог не стер с лица земли благодаря тому, что хасиды не оставляют священную землю.

ОМКФ 4 день
© oiff.com.ua

Демонстрируя разные культуры и быт, религиозные обряды и массовые собрания, украинцы с евреями оказываются не такими уж разными. Местных жителей здесь объединяет приверженность стереотипам, неумение прощать и быть терпимыми, слепое следование за схематичной и приукрашенной историей из школьного учебника. Сложно сказать, кто относиться к чужакам враждебней - уставшие от постоянных туристов украинцы, или паломники-хасиды с чувством постоянного притеснения.

Подробности фестивальной недели читайте на tochka.net, а также смотрите в сюжетах телеканала “Украина”, освещающего главные события ОМКФ.

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999