Что продукты в супермаркете могут рассказать о тебе: иммерсивный опыт от uzahvati

Мы поучаствовали в новом проекте MONO и советуем тебе тоже попробовать

Даша Калинина
Даша Калинина
главный редактор
24 марта 2021, 20:00
Афиша
Эксклюзив
Новый опыт uzahvati проходит в супермаркете © Олег Батрак, tochka.net

Команда uzahvati, которая известна своими иммерсивными проектами, создала новый опыт MONO. Он рассчитан на одного зрителя и проходит в… супермаркете. tochka.net успела поучаствовать в нём до локдауна и рассказывает о своих впечатлениях.

Что такое иммерсивный опыт?

Иммерсивные спектакли переворачивают с ног на голову наше представление о театре. Во-первых, место действия может быть совершенно неожиданным — улица, библиотека и тот же супермаркет. Во-вторых, зритель не пассивно принимает искусство, а участвует в нём. При этом могут быть задействованы совершенно разные органы чувств, тактильные ощущения. Ты можешь наблюдать, участвовать и даже управлять событиями.

Цель иммерсивного опыта — дать возможность зрителю максимально погрузиться в собственные чувства и мысли.

uzahvati делают разные проекты. У каждого своя тема, локация и способ взаимодействия со зрителем.

Каждый наш проект — это повод задуматься и раскрыться. Вне зала и сцены мы уменьшаем роли — зрителя, актёра и случайного прохожего. Мы предлагаем довериться нашему творчеству, снять маски и пройти путь вместе с нами,
— так описывает свои проекты команда uzahvati.

О чём иммерсивный опыт MONO

Новый проект посвящён актуальным вопросам выбора человека, настоящим и не навязанным обществом "хочу" и "надо". Именно поэтому для такой темы локацией выбрали супермаркет.

MONO — это про путь человека от "надо" к "хочу" и про то, сколько "но" в нашей жизни. Именно поэтому супермаркет нам показался очень удачным местом, очень многослойной метафорой. С одной стороны, это место, в котором мы проводим большую часть жизни и нередко действуем на автомате. А с другой стороны, это удачное место для наблюдения за собой и другими людьми. Также для нас важно было, чтобы проект был внесезонный и его можно было реализовать даже в карантин,
— рассказывает режиссёр uzahvati Полина Бараниченко. 

Новый спектакль uzahvati MONO
Новый опыт uzahvati MONO © Олег Батрак, tochka.net

Мой MONO опыт

Утром в день X мне пришло сообщение о месте и времени. А за 15 минут до начала в том же чате появилось уведомление о том, в какой камере хранения я смогу найти наушники. Кроме гарнитуры, в камере лежал список покупок и конверт, который нужно было открыть уже дома.

Наш фотограф Олег сделал несколько кадров, и мы отправились на прогулку по супермаркету.

Главная ошибка в начале — я отнеслась к этому как к квесту. Так, у меня есть список покупок, голос в наушниках — надо бегать и собирать! Из-за этой суеты и азарта я никак не могла расслабиться и действительно УСЛЫШАТЬ. Услышать и насладиться работой актёров, голосами, звуковым сопровождением. А самое главное, что я не смогла услышать себя и принять свою роль героя этого опыта.

Только где-то через 20 минут я устала от беготни и наконец решила расслабиться. Да, я не собрала список покупок, но может это и не нужно? Может цель не в этом? В итоге я решила собрать свою личную корзину и насладиться спектаклем.

Голоса в наушниках больше не были моими инструкторами, а скорее проводниками историй, людьми, которые рассказывали о своём опыте, вкусах, мыслях.

В MONO очень много личного опыта всей команды. Там есть много наших триггеров из детства, установок, с которыми мы сталкиваемся каждый день, диалоги наших друзей. Часть проекта — реальные диалоги, которые мы слышали в супермаркетах. Основные диалоги и монологи — это работа талантливого драматурга Армена Степаняна. С одной стороны они житейские, с другой стороны, конечно, художественные,
— говорит Полина Бараниченко. 

Новый спектакль uzahvati MONO
Новый опыт uzahvati MONO © Олег Батрак, tochka.net

Потом мне начало казаться, что я выгляжу нелепо и люди осуждающе на меня смотрят. Ведь как мы ходим по супермаркету? Быстро-быстро. Так, колбаса вредно, а яйца у нас ещё были, а йогурт не хочу, ой всё, побежала. А тут я такая — хожу, поглаживая авокадо и мечтательно улыбаюсь хлебу.

Когда голос в наушниках попросил меня оставить корзину и отправиться на фудкорт, я не сразу поняла, что нужно делать. Вход на фудкорт с корзинами запрещён, а оставлять своё добро просто так не хотелось. Скрепя сердце, я припарковала тележку у входа. Голос говорил о том, чтобы выпить чашечку чая, но я увидела только автомат с кофе. И так как я уже принципиально нарушила состав корзины, то кофе вместо чая показался мне сущим пустяком.

Вот тут наконец мы окончательно подружились с голосами. Я дала себе время и возможность подумать над тем, о чём они говорили. О проблемах выбора, о "хочу" и "надо", о "могу позволить", "слишком дорого" и "модно".

Продукты — это образы и метафоры тех решений, которые мы принимаем. И они здесь работают как некие сигналы к нашим чувствам. Человек осматривает свою продуктовую корзину в начале, середине и конце спектакля — оценивает, чем она наполнена. И проводит параллель с тем, чем наполнена его жизнь,
— говорит Полина Бараниченко.

Новый спектакль uzahvati MONO
Новый опыт uzahvati MONO © Олег Батрак, tochka.net

А правда, как часто мы задумываемся, откуда приходят наши желания? Как они возникают в нашей голове? Ведь продукты — это действительно всего лишь метафора, их мы чаще выбираем, просто ориентируясь на вкус и желание поесть. А сколько более важных выборов в жизни мы совершаем, не спрашивая и не слыша себя?

Эта машина у меня просто потому, что я хотела лучше, чем у Катьки? В блондинку перекрасилась, потому что так нравится твоему парню? А квартиру вы выбрали в районе, который ближе к маме — иначе она бы обиделась. А ребёнка вы назвали в честь дедушки потому, что свекровь намекала. На юриста ты зачем пошла учиться, хотела ведь в консерваторию? Книжку ты эту читаешь, потому что хочешь казаться умнее или правда интересно? А может пора уже себе признаться, что твой любимый режиссёр совсем не Вонг Карвай? Остановись наконец и спроси себя — чего хочешь ТЫ?

Я понимаю, что человек может испытывать во время спектакля дискомфорт, непонимание, растерянность. Это важные чувства, и они имеют место быть. У нас не было задачи сделать спектакль комфортным, понятным, интерактивным или очень динамичным. Мы искали такие приёмы, которые позволят человеку совершать выбор, при этом просто быть в этом пространстве, не делая ничего, если ему так хочется. Как режиссёр я могу столкнуться с непониманием. И готова к тому, что мне будет больно, если кто-то не поймёт спектакль. Я бы с лёгкостью поставила что-то очень увлекательное, но мне ценен именно тот формат, который существует сейчас uzahvati. Что наши проекты — это не объект изучения, а повод для проживания своей истории,
— комментирует режиссёр Полина Бараниченко.

MОNO длится 60 минут. Посмотреть можно в нескольких супермаркетах Киева, придерживаясь карантинных правил посещения. 

Через 2 месяца команда uzahvati планирует презентовать опыт в мобильном приложении для всех желающих в Украине.


Недавно мы писали о том, что YUNA 2021 переносится: когда состоится юбилейная церемония.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999