Попытка достижения собственных целей при помощи организованного террора, захвата заложников и массовых убийств - отнюдь не изобретение двадцатого века. Еще в первом веке до нашей эры иудейские секарии массово казнили всех, кто выступал за мир с Римской империей. Средневековые ассасины, совершавшие ужасные публичные казни, весьма ловко манипулировали политическим курсом стран Аравии. Католик-дворянин Гай Фокс чуть не взорвал английский парламент, чтобы уничтожить короля Якова I, симпатизировавшего протестантам. События 11 сентября еще раз напомнили миру, что террор - всегда продолжение политики.
Американский кинематограф, разумеется, не остался в стороне. В тысячах фильмов бравые американцы «мочат в сортирах» всевозможных экстремистов, отстаивая дело гамбургеров и кока-колы. Остановимся на пяти наиболее примечательных лентах, посвященных террору.
В осаде 1-2 (1992, 1995)
Что первый, что второй фильмы - одни из лучших в карьере мастера восточных единоборств Стивена Сигала. Харизматичный корабельный кок Кейси Райбек, в прошлом «морской лев», спокойно и безжалостно расправляется с бандой наемников. Бандиты, захватившие линкор «Миссури», чтобы сгрузить с его борта ядерные боеголовки и продать их на черном рынке, наверняка не раз и не два жалели о своем опрометчивом шаге, столкнувшись с бравым поваром. Вторая часть, посвященная борьбе Райбека с террористами, захватившими поезд, чтобы путем контроля над боевым спутником вымогать от правительства США миллиарды, стала ничуть не хуже первого фильма.
Крепкий орешек 3 (1995)
Герой Брюса Уиллиса, полицейский Джон Маклейн в третий раз подтвердил «крепость орешков», столкнувшись с безумным террористом, гоняющим его по городу и взрывающим муниципальные здания. Поколесив по Нью-Йорку и заглянув даже в Гарлем в весьма пикантном виде, главный герой остановил психопата Саймона, который, под грохот взрывов намеревался украсть пару тонн золота. Фильм «Крепкий орешек 3» стал отличным завершением трилогии Маклейна. Четвертый фильм, вышедший на экраны в 2007 году, был напрочь лишен очарования первых трех.
Скала (1996)
Бригадный генерал элитных диверсионных сил Фрэнсис Гаммел похищает ракеты со смертоносным газом, и, взяв в заложники туристов на острове Алькатрас, грозится нанести ракетный удар по Нью-Йорку, если его требования не будут выполнены. В бывшую тюрьму, охраняемую лучшими спецназовцами страны, может проникнуть только небольшой спецотряд, ведомый пленным британским шпионом, захваченным спецслужбами США, и эксперт в области вооружений доктор Стэнли Гудспид, который должен обезвредить ракеты. До того, как впасть в маразм и начать снимать галиматью про гигантских человекообразных роботов, трансформирующихся во всякую фигню, режиссер Майкл Бей снял блестящий динамичный боевик, который до сих пор смотрится на одном дыхании.
Осада (1998)
Прямо в центре Бруклина террористы взрывают автобус с пассажирами. Пока члены антитеррористического подразделения ФБР беспомощно мечутся по городу под грохот взрывов, президент США объявляет чрезвычайное положение. Бравый генерал Уильям Деверо решительно и быстро приступает к восстановлению гражданского порядка, разворачивая на улицах Нью-Йорка блокпосты и сгоняя в импровизированные концлагеря все арабское население города. Суровый и реалистичный фильм, продемонстрировавший беспомощность погрязшего в политкорректности общества перед угрозой террора. В девяносто восьмом, спустя пять лет после последнего теракта в США (по иронии судьбы произошедшего в северной башне ВТЦ), картина собирает всего $40 млн. против $70 млн. бюджета. Никто не верит в возможность возвращения кошмара, и все осуждают режиссера. Осенью 2001 года фильм «Осада» буквально смели с прилавков.
Телефонная будка (2002)
В одной из последних телефонных будок Нью-Йорка звонит телефон. Человек, который случайно отвечает на звонок, узнает, что на него сквозь оптический прицел смотрит снайпер, который пристрелит его, если тот не начнет выполнять все требования стрелка. В 2002 году эта история безумно актуальна - население Вашингтона терроризирует неведомый снайпер, убивающий людей по какой-то своей прихоти. Фильм «Телефонная будка» произвел на американское общество такое впечатление, что вспыхнула настоящая «охота на ведьм». Спустя месяц после премьеры ФБР схватило преступника, а 10 ноября 2009 года террориста казнили.