Джеймс Кэмерон - это режиссер, которому не интересны простые пути и выполнимые задания. Сперва был разорвавший всяческие шаблоны «Терминатор», который спровоцировал слухи о том, что безумные голливудские гении создали-таки настоящих роботов. Затем ради съемок «Титаника» этот неугомонный дядька организовал целую экспедицию с натуральным погружением в пучины океана и детальным исследованием каждой комнаты затонувшего лайнера. Глядя на новое детище Кэмерона, можно предположить, что за минувшие десять лет он успел слетать куда-то на Сигма Дракона, потусоваться там с аборигенами, поснимать дикую, но симпатичную натуру, и превратить все это в новый блокбастер.
Однако, по словам самого Кэмерона, никуда он не летал, а просто долгие десять лет корпел над новой супертехнологией съемки, и теперь представляет ее на суд общественности, готовя очередную революцию в кинематографе. Забегая вперед, скажем, что революционер из Кэмерона похлеще Владимира Ильича - его детище задало совершенно новый стандарт в кинопроизводстве, к которому теперь потянутся все мало-мальски серьезные студии. Выгода налицо - пираты вряд ли сумеют воспроизвести трехмерный фильм, следовательно, люди снова потянутся в кинотеатры, отдавая свои кровные в загребущие лапки киноворотил.
Впрочем, оставим все эти высокие материи, и посмотрим, с чем же Кэмерон готовится штурмовать привычные нам кинорамки. Итак, отдаленное будущее. Неугомонное человечество в лице мегакорпорации RDA, досуха высосав природные ресурсы из старушки-Земли, находит на отдаленной планете Пандора супер-пупер-минерал, который на Родине идет по $20 млн. за килограмм, а на Пандоре валяется буквально под ногами. И, как это обычно бывает, на крупнейшем месторождении уже кто-то живет. В данном случае это местные аборигены. Полудикие, но от этого не менее опасные Нави настолько погрязли в дикости и язычестве, что не желают в обмен на «огненную воду», бусы и зеркальца отдавать гостям богатейшие месторождения минералов, и убираться ко всем чертям. Изрядно поднаторев в насаждении демократии и благ цивилизации при помощи боеголовок, танков и боевых «мехов», человечество готовится втоптать голубокожих инопланетян в плодородную почву родной планеты. Для сбора разведданных в тыл «непокорным зулусам» в теле искусственно выращенного «аватара», полностью копирующего местных жителей, засылается парализованный ниже пояса ветеран Джейк Салли. В награду за помощь в «демократизации» общества Нави ему обещают восстановить ноги. И тут главному герою приходится выбирать - либо ради вселенской демократии и работающих ног помочь уничтожить целую цивилизацию, либо, в теле Нави, повести аборигенов в бой со своими безжалостными соотечественниками. Тогда в награду достанется любовь местной принцессы в довесок к сильному и ловкому телу.
Сюжет «Аватара» - это история о Покахонтас, перенесенная в космические декорации. Человек, знакомый с оригинальной историей индийской принцессы и англичанина Джона Смита, быстро просчитает все, что произойдет далее. В фильме присутствуют все типичные для такого блокбастера персонажи. Здесь и благородный герой (даже инициалы со Смитом совпадают - J.S.), и прекрасная принцесса, и мудрая женщина-ученый (на первых порах очень смешно смотреть, как Сигурни Уивер, которой, вроде как положено бегать с пулеметом по лесам, носится с пробирками и пытается вникнуть в культуру Нави), и вояка-полковник, один из предков которого наверняка признавался в любви «запаху напалма по утрам», и банда головорезов, которые «просто выполняют приказ». Нашлось место и самопожертвованию, и пафосным рассуждениям о том, что, дескать, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», и предательству и всем типичным клише голливудской фантастики. Это становится причиной недоумения - какой же заявленный «уникальный сюжет» так тщательно оберегали Кэмерон и представители кинокомпании Fox?
Впрочем, все эти мысли возникают у зрителя буквально на долю секунды. В течение всего фильма его разум занят иным - восторгами по поводу местных красот. Картинка выглядит не просто потрясающе, она шикарна, бесподобна и невообразима. Спустя пятнадцать минут ошалевший от такого потока красоты зритель, наконец, начинает приходить в себя, только для того, чтобы восторженно замереть от нового пейзажа, которые заботливо разбросаны по всему фильму. А на экране творится невероятное - десантные корабли пролетают над инопланетными джунглями, и просто невозможно поверить, что все это создано посредством компьютерной графики. Грациозная аборигенка верхом на какой-то летающей твари демонстрирует герою искусство пилотирования зверушкой, а зрителям - безумную, неземную, райскую красоту Пандоры. Видеоряд «Аватара» - это тот самый случай, когда выражение «неописуемая красота» действительно уместно. Мир, представленный на экране, живой - пока военные обустраивают лагерь в лесу, вокруг них падают листья, летают мерцающие споры, жужжат насекомые, извиваются лианы... И все это проработано до мелочей. Видны даже стежки, которыми сшита одежда инопланетян. Только ради любования этой неземной красотой нужно не ждать выхода пиратской версии, а бросать все - и бежать в кинотеатр.
Признаем: несмотря на типичность и предсказуемость сюжета, революция Кэмерону удалась. Да, сюжет картины довольно предсказуем, но фильм просто нужно смотреть хотя бы ради того, чтобы понять, как будет выглядеть фантастика уже через каких-то десять лет. А неземные красоты Пандоры еще долго будут являться вам во сне. Гарантируем.