Одесский кинофестиваль 2014: о пропаганде и кровавых премьерах

Лауреат Канн, украинский режиссер Сергей Лозница посещает ОМКФ не впервые. Здесь он бывал как в качестве гостя и лектора, так и в роли победителя (гран-при кинофестиваля в 2012 году за картину “В тумане”). Однако в этом году известный режиссер стал членом жюри международного конкурса. А в перерывах между просмотром и оцениванием конкурсной секции Сергей успел провести собственный мастер-класс по кинопроизводству. Как и ожидалось, лекцию от Лозницы можно назвать самой содержательной и продолжительной из того, что услышали гости кинофестиваля в рамках творческих встреч.

В рамках беседы на тему “Документальное кино – возможности и ограничения. Кино как пропаганда” Лозница коснулся вопроса идентификации игрового и документального направления и посоветовал не разделять их: “В обоих случаях создается иллюзия реальности, которая не соответствует действительности”. Коснувшись темы пропаганды, Сергей взял за основу свой документальный фильм “Представление”, где режиссер подает отрывки советских пропагандистских фильмов и киножурналов, заменив характерную речь советского диктора на обычный повседневный звук. Именно звук, по словам режиссера, задает необходимый тон фильму. На примере “Представления” для студентов Лозница достаточно детально разобрал основы структурирования ленты, работу со звуком и монтажем.

 

Сергей Лозница © oiff.com.ua

Первым аншлагом 4-го дня кинофестиваля, тем временем, стал дневной показ швейцарской комедии “Столетний старик, который вылез в окно и исчез”. Экранизация приключенческого романа “Сто лет и чемодан денег в придачу” Юнаса Юнассона рассказывает историю старика Аллана, который на собственный юбилей покидает дом престарелых через окно и пускается в приключения, какие не каждый молодой сможет выдержать.

Из многочисленных флешбеков, озвученых закадровым бормотанием старика, зритель узнает историю его жизни и то, как этот “Мюнхгаузен” водил дружбу с Труменом, Франко и Сталиным, и даже повлиял на ход мировой истории. Ситуативная комедия многим покажется довольно развлекательной, но в целом черный юмор  и гротескные сюжетные повороты кажутся слегка избитыми и предсказуемыми.

 

© oiff.com.ua

В секции “Фестиваль фестивалей” в этот день показали мрачную камерную драму “Убить человека” чилийского режиссера Алехандро Фернандеза Альмендраза. Фильм рассказывает историю работника среднего звена Хорхе. На сына Хорхе нападают бандиты, их главаря по имени  Калула впоследствии посадят в тюрьму. Но срок заключения приходит к концу, и банда начинает угрожать и травить всю семью Хорхе. Халатность и мелкие бюрократические проблемы, возникающие при обращении в полицию, дают Хорхе понять, что правосудия не будет, пока он сам не возьмет в руки ружье. Экзистенциальный вибор главного героя здесь заложен в названии самого фильма. Картина представляет собой множество немых и маргинальных сцен, лишь иногда “взрываясь” динамикой в виде вспышек насилия, которому подвергает местная банда хулиганов семью Хорхе.

 

Кадр из фильма "Убить человека" © oiff.com.ua

Дойдя до точки кипения, главный герой не станет в последствии  хладнокровным мстителем, как это заложено в классической схеме боевика. Маленький человек-Хорхе будет мешкатся и сомневаться, потирать от волнения руки и дрожать всем телом, совершая величайший из смертных грехов. То, какой незначительной оказывается судьба этого невзрачного работника теплицы, в картине показано с помощью выстроенного кадра, в котором Хорхе всегда в нижней части экрана. Операторский прием делает личность Хорхе искуственно заниженной на протяжении всего фильма. Финал картины опровергает любую аксиому о праведной мести, а мурашки по коже бегут от последующих титров, утверждающих, что картина основана на реальных событиях.

Подробности фестивальной недели читайте на Tochka.net, а также смотрите в сюжетах телеканала “Украина”, освещающего главные события ОМКФ.

Читай также