«Молодость-82» была посвящена 60-летию образования СССР. «Это обзор новых творческих сил советского кино», - говорил тогдашний председатель жюри, заслуженный деятель искусств УССР А. П. Косинов. Главный приз тогда получил Сергей Буковский за ленту «Дом детства». Интересно, что фильм награждал колхоз «Советская Украина».
«Молодость-89» прошла уже не только как кинофестиваль, но и как гражданская акция под девизом: «Мир совести и милосердия». Тогда и произведения отбирались в контексте нравственного поиска общества. 50 часов фестиваля - именно столько он продолжался - развивали гуманистические традиции советского искусства. На импрезу попадали неординарные люди, в основном студенты университета им. И. Карпенко-Карого, консерватории, и по приглашениям, которые часто подделывали. Гости во время фестивального бума набивались в Дом кино так, что он превращался в бочку с селедкой.
Фильмы тогда обсуждали два жюри: одно определяло лучший игровой, другое - неигровой фильм. Также призы получали лучшая документальная, мультипликационная, научно-популярная ленты. Как тогда писала газета «Культура и жизнь», авторам лучших картин дня вручали «Желтую майку лидеров», и после просмотра ценители отправлялись на обсуждение в Дом архитектора.
Партийная номенклатура отслеживала все фестивальные дела, но, в принципе, обращались с «Молодостью» по-леопольдовски. Иностранные режиссеры, по информации «Молодой гвардии», посещали завод «Большевик», где рассказывали рабочим о создании кино. В конце 80-х Киев стал клондайком талантливых режиссеров - фестиваль вышел из своих берегов, и в его русло "впадали" лучшие студенческие фильмы и кинодебюты не только из Союза, но и из европейских стран соцлагеря.
Во время кинофестиваля выходил вестник, главным редактором которого был кинокритик Владимир Войтенко: «Помню, из Дома кино, где фестиваль тогда проводился, я носил отпечатанные на пишущей машинке тексты через дорогу - там в каком-то научно-исследовательском институте виноделия была элементарная техника для этого. Но тексты все равно, как тогда говорили, литировались, т.е. проходили цензуру. Где? Когда? Каким образом? Не знаю, потому что передавались они в вестибюле какому-то человеку, на следующий день там же забирали уже отпечатанный вестник. Может, цензура проходило где-то прямо там. Последний номер этого издания за какой-то из тех лет вшел без принятого на фестивале воззвания в защиту одного из молодых кинематографистов, как тогда говорили, из союзных республик, который попал за решетку за, понятное дело, антисоветские действия. Вместо текста - пустая страница. Хотелось бы надеяться, что это навсегда в прошлом...»
В конце 80-х и начале 90-х фестиваль организовывало объединение молодых кинематографистов, возглавляемое нынешним главным продюсером ICTV Михаилом Павловым. «Молодость» тогда получила хорошую репутацию в Москве, доказала, что способна нести свою миссию. «Мы все сделали для того, чтобы на жюри невозможно было влиять. Даже я до последней минуты не знал, какой фильм победит. Организовывая фестиваль, мы открыли Дом кино для студентов - до того это была закрытая организация, а со временем начали обсуждение фильмов, доминирующими темами были фантастика, наркомания... Администрация, конечно, упрекала меня: «Миша, что делают с Домом кино? - Курят где попало, пьют...». К той свободе мы относились безответственно», - говорит М. Павлов.
Он также вспоминает, как представительница Государственной службы кинематографии Анна Чмиль, тогда работавшая в ЦК компартии, помогала решать различные проблемы в частности, когда у них забрали выпуск вестника. М. Павлов рассказал и об идеях переименования фестиваля: «Хотели отказаться от подражания коммунистической "Молодости" и дать другое название, но я был против. Мы очень быстро научились что-то ломать. Важно уничтожать все коммунистическое не во внешних проявлениях, а во внутренних. Нельзя отказываться от чего-то позитивного».
80-е - эликсир «Молодости» - получили прочную репутацию в Союзе, сделали фест открытым, собрали лучших режиссеров и превратили Дом в настоящий дом для киноманов.