Кто Ваши учителя в кинематографе?
Марк Каро: "Я самоучка, не заканчивал никакой киношколы".
Что же тогда было Вашим университетом?
Марк Каро: "Я начинал художником комиксов в конце 1970-х и занимался этим в течение 15 лет. Их печатали в журнале Metal Hurlant, это была научная фантастика. Надо сказать, что язык комиксов очень близок к языку кино, потому что и там, и там истории рассказываются через образы, визуальный ряд. Я рисовал, мне это очень нравилось, но через некоторое время я спросил себя: «А почему они не двигаются, не говорят?» - и начал делать анимационное кино с куклами".
Может ли комикс быть серьезным искусством?
Марк Каро: "Это и есть серьезное искусство! Некоторые художники высказываются именно таким способом. Есть вещи, которые только через комиксы и можно передать. Кроме того, это очень трудоемкое ремесло, оно, как и кино, имеет раскадровку, диалоги".
Вспоминается Артур Шпигельман и его комикс о Холокосте «Мышиные норы»...
Марк Каро: "Мы с ним дружим. Я даже печатался в его журнале. Каждый раз, когда я приезжаю в Нью-Йорк, то обязательно с ним встречаюсь. А его жена, кстати, француженка. Есть выдающиеся художники, которые рисуют комиксы и делают это от чистого сердца, а есть те, кто рисует ради денег. Но так же и в музыке, и в кино. Я, собственно, занимаюсь кино, потому что люблю это".
Вернемся к анимации. Почему Вам нравилась эта работа?
Марк Каро: "Анимация очень близка к магии. Еще Жорж Мельес внес эту магию в кино. Одно из первых сильных впечатлений моего детства - мультфильмы Уолта Диснея. Я вырос на них, как и большинство детей. Это очень увлекательно и удивительно: как из ничего, из какого-то рисунка, из нескольких штрихов творится настоящая жизнь".
Почему же Вы покинули анимацию?
Марк Каро: "Потому что в какой-то миг я подумал: «Хорошо, но почему только куклы двигаются? Вот если бы уже люди начали двигаться». Перешел к короткометражным фильмам и до сих пор занимаюсь кино. Может, когда-то мне это надоест, и я начну заниматься чем-то другим. Но пока мне нравится".
Вы склонны восхищаться, изменять свое профессиональное русло?
Марк Каро: "Не знаю... В конце концов, кино – самый комплексный, многогранный вид искусства, который удовлетворяет меня. Я люблю рисовать - и все сториборды делаю сам. Также мне нравится направлять актеров - говорить им, что и как делать. Еще я занимаюсь декорациями, пишу сценарии, музыку к своим картинам. Таким образом, все, чем я увлекаюсь, присутствует в создании фильма".
Вы иногда работаете для телевидения. Насколько это для Вас творческая работа? Или это только заработок?
Марк Каро: "Не могу сказать, что действительно работаю для телевидения. Все, что делаю там - это оформляю фильмы: титры, декорации и т.д. И еще я начал снимать документальное кино для ТВ. Это очень интересно. Но это другое, и работа в документальном кино дополняет все мои занятия в большом кинематографе".
Расскажите, пожалуйста, как произошла Ваша встреча с Жене?
Марк Каро: "Когда я только оканчивал лицей, то создал с друзьями журнал «Анимация». Тогда как раз проходил фестиваль анимационного кино, и я пошел туда продавать журнал. Там встретил Жене, он купил экземпляр. Мы подружились. Каждый раз при встрече говорили, что в следующий раз должны что-то сделать. Потом я начал ему помогать в анимационных фильмах, так оно и закрутилось".
У кого родилась идея «Деликатесов» и «Города потерянных детей»?
Марк Каро: "Совместную работу можно сравнить с горшком на столе, куда каждый бросает свою идею. Поэтому трудно сказать, кто и что первым придумал. Все делали вместе. А потом, во время создания фильма, я занимался больше визуальной частью - костюмами, декором, а Жене руководил актерами".
В обоих фильмах, несмотря на легкость изложения, - мрачная, кризисная реальность. Почему?
Марк Каро: "Можно по-разному видеть эти фильмы, но для меня (для Жана-Пьера, возможно, меньше) эти фильмы - сказки в своей основе. В «Деликатесах», например, есть классический сказочный великан-людоед, а в «Детях» - похитители мечтаний, эдакие вампиры. А потом на эту основу наложилась история французского реалистично-фантастического кино, как, например, фильмы Кокто, которые я люблю. И это также можно было бы нарисовать в комиксах".
В обоих фильмах есть довольно грубые сцены. Вы согласны с утверждением, что насилие само по себе достаточно кинематографично? В конце концов, еще Годар говорил, что все, что нужно для хорошего фильма, - это девушка и пистолет.
Марк Каро: "Ну, это классика... Кино вызывает чувства, эмоции. Сцены насилия значительно действеннее в этом смысле. Но так же кино способно говорить и на серьезные, философские темы - так, как это делают Стэнли Кубрик или Андрей Тарковский в своих фильмах. Показать место человека во Вселенной через ряд образов... Вот это очень важно и интересно".
Что было самым сложным во время работы над «Деликатесами» и «Городом»?
Марк Каро: "Подготовительный период обычно сложный. Когда съемки начинались, то особых проблем уже не было. В целом «Город» - сложный фильм".
Видно, что Вы - рабочая пчела кинематографа: это для Вас работа, к которой Вы относитесь очень трезво.
Марк Каро: "Такой подход определяет мой предыдущий опыт работы, ведь я пришел из анимации. А там надо отдельно прорисовать мельчайшие детали каждого движения. Так же я работаю в кино. Есть и альтернативная манера - выхватывать там-сям то, что существует в реальности. Эти два разных подхода существовали изначально: братья Люмьер снимали реальность, а Мельес все строил, конструировал. Это одна из особенностей нашей работы - работаешь, как колдун, иллюзионист. Возможно, это идет от моих рук - потому что я рисовал".
В чем заключался Ваш вклад в «Чужих-4»?
Марк Каро: "Жене предложил мне работу. Мне очень понравился сценарий, и я сказал, что буду рисовать декорации. Он ответил: «Там уже американцы это делают». - «Ой, ну тогда я разработаю дизайн всех тех машин». - «Да нет, уже один англичанин это делает». - «Так что же мне делать?» - И он попросил меня нарисовать характеры, персонажей - и я этим и занимался".
Почему закончилось Ваше сотрудничество с Жене?
Марк Каро: "Когда долгое время работаешь вместе, то рано или поздно некоторые вещи, которые ты говоришь, другого уже не интересуют. Например, мистичность совсем не характерна для Жене, а его романтическая интонация не интересовала меня. В «Деликатесы» и в «Город» мы вложили все то общее, что имели. А потом просто разошлись - и все".
На каком этапе сейчас экранизация «Охоты на Снарка» Льюиса Кэрролла?
Марк Каро: "Я 7 лет над этим работал. Сценарий есть, но это слишком дорого. Я не нашел финансирования. Поэтому теперь я работаю над адаптацией одной из новелл Кафки. Не скажу которой - не хочу сглазить".
Если мы уже упомянули о Кафке - были ли у Вас страхи, связанные с кино?
Марк Каро: "После «Города потерянных детей» я боялся встретить на улице детвору, которую лишил веры в Санта-Клауса..."
Дмитрий Десятерик