Жорж Мельес - уникальный кинематографист, ведь изобрел эту профессию в далеком 1896 году. Его «Путешествие на Луну» 1901 считается первым художественным фильмом. В наши дни имя Жоржа Мельеса олицетворяет зарождение кинематографа, а его потомки продолжают дело показов немых фильмов с живым музыкальным сопровождением и театральным зачитыванием текста.
В рамках "Чилдрен Кинофеста" Киев с концертом посетила 66-летняя правнучка режиссера Мари-Эллен Лерисси. Мари-Эллен продолжает большое семейное дело - озвучивает немые фильмы Мельеса так, как это придумал еще век назад ее прадед. Перед концертом Мари-Эллен встретилась с редактором tochkа.net в уютной гостиной отеля Fairmont чтобы рассказать о легендарном Мельеса.
- Ваше семейное дело впечатляет. Расскажите, сколько поколений перенимает традицию этих кино-перформансов и как потомки Мельеса относятся к наследию своего предка?
- Это действительно уникальная ситуация в мировом кино. В нашей большой семье уже несколько поколений живет исследовательский интерес к наследию Мельеса. Мы поддерживаем и развиваем его не только для семьи, но и для всего мира - путем ярких кино-перформансов.
У Жоржа Мельеса семь правнуков и правнучек, у них разные профессии, от медиков и математиков, к представителям творческих направлений, как в моей семейной ветви. Мой дедушка был оперным певцом, сын - музыкант.
- Продолжая тему творческих профессий, в частности, ваша очень интересна. Вас называют "актрисой теней", та, что скрывается за кулисами и озвучивает собственным голосом немое кино...
- Это дело я переняла у дедушки когда мне исполнилось 20 лет. Свою роль "за кулисами" я играю с радостью. Люблю развлекать словесными каламбурами зрителей. У нас так повелось в семье: чем интеллектуальнее человек, тем труднее ему с публикой, а у меня с этим проблем нет (смеется).
- Откуда происходит такое ремесло, придумал ли его сам Мельес?
- Мельес продавал свои фильмы организаторам ярмарки. Очень часто эти люди были неграмотными, поэтому он устно давал рекомендации, конечно о интер-титрах тогда и речи не было. Сами тексты не сохранилось в письменном виде, в нашей семье они передавались устно.
Родственники-ученые меня иногда упрекают за то, что тексты Мельеса не слишком научные, иногда противоречат всем правилам физики и здравого смысла. Но сами они не сумели бы так аристократично их прочитать, как я, вот и завидуют (смеется). У нас в семье уже все знают, что Мари-Эллен - это такое смехотворное существо, клоунесса. Но я знаю, каким должен быть дух этих кино-концертов - немного сумасшедшим и беззаботным, как я. Когда вижу восторженную публику - убеждаюсь в этом.
- Как со временем эволюционировало музыкальное сопровождение к фильмам Мельеса?
- Во многих семьях в начале ХХ в. в домах стояли пианино, и навыки играть были очень распространены. В то время играли прежде всего популярную музыку - польки, вальсы, мазурки, романсы, то есть хиты того периода. Такая тенденция сохранилась и по сей день, потому что очень важно видение современных пианистов, чтобы они пропустили эти фильмы через себя.
- Говоря о современной музыке: как вы лично относитесь к моде сопровождать немое кино электронной музыкой, как, например, это сделал французский дуэт Air в знаменитого "Полета в месяц" Мельеса?
- Мне совсем не понравилась музыка Air. Они работали наспех, не исследовали ритмику фильма. Хотя, в целом, я совсем не против такого современного звучания в старом кино. Поскольку музыка к фильмам Мельеса тех времен никак зафиксирована, это дает простор для современного переосмысления. Мне по душе импровизации, но это надо делать с пониманием.
- Следите ли вы за тем, как интерпретируют наследие Мельеса другие художники?
- Да, я совсем не закрыта к таким экспериментам. Очень часто музыкальные группы используют фрагменты фильмов Мельеса в собственных клипах, среди них мне больше всего нравится The Doors и Smashing Pumpkins. Бывают также работы, которые откровенно раздражают, от этого никуда не деться, но в такие моменты я себя успокаиваю: "Мэри-Эллен, тебе все равно, ты аутентичная, а они - бледные копии" (смеется).
- Кроме кино-перформансов, вы ищете потерянные фильмы Мельеса, коллекционируете артефакты связанные с его творчеством. Насколько это успешное дело?
- Я уверена, что всех фильмов моего прадеда мы не найдем, но на текущий момент найдено 215 лент. По количеству - это меньше половины, но по хронометражу - чуть больше. В общем только 8 фильмов не были потеряны при жизни Мельеса, остальные - это постоянный поиск. Чем дальше, тем сложнее их искать.
- После стольких лет перформансов, нет ли у вас ощущение, что вы знаете Жоржа Мельеса лично? Что бы вы ему сказали при встрече?
- Я уже настолько хорошо его знаю, что сказала бы "Что ты здесь делаешь, дед? Ты же умер давно! "
- Из того, что я читала о господине Мельеса, знаю, что он был очень веселым и по-настоящему развлекался на съемках фильмов. Вы очень на него похожи.
- Да, мой дедушка говорил, что я душой и характером очень похожа на прадеда. Значит моя несерьезность от самого Мельеса. В жизни столько бед, болезней, несчастной любви, поэтому когда есть возможность, лучше веселиться от души.
Все самые актуальные и интересные новости смотри на главной странице женского портала tochka.net