Одесский кинофестиваль 2016: "Метаморфозис", "Привет из Фукусимы", "Моя бабушка Фанни Каплан"

Последние дни Одесского кинофестиваля вовсе не означают спад ажиотажа вокруг насыщенной программы киносмотра. Международный и украинский конкурс в самом разгаре, впереди еще множество мастер-классов и творческих встреч, а также специальных показов фестивальных хитов, которые в Украине, пожалуй, можно увидеть только на ОМКФ.

В основном конкурсе состоялась международная премьера российской ленты “Метаморфозис” Сергея Тарамаева и Любы Львовы. Фильм вызвал совершенно кардинальные мнения - некоторые ругали ленту и ставили самый низкий бал, другие же хвалили причудливую историю, называя одной из лучших в конкурсе.

© oiff.com.ua

Главный герой Алексей Сенин, гениальный молодой всемирно известный пианист живет в достаточно изолированном мире, созданном его матерью и теткой. Это единственное место, где ему безопасно и спокойно. И, если бы не одна неожиданная встреча, Алексей в этой “музыкальной капсуле” провел бы всю жизнь. Во время поездки, организованной богатым бизнесменом Владимиром, Алексей знакомится с его дочерью Сашей. С первого мгновения Саша дает ему то, чего не хватало в его душном семейном кругу. Вместе пианист и девушка готовы защищать свои миры от всех и всего. Но есть одна проблема: Саше всего одиннадцать лет.

Эта симфоническая по настроению лента вобрала в себя лучшее от дореволюционного кино и русской литературы, вместе с тем отсылая зрителя к сюжетам римской мифологии. “Метаморфозис” хочется одновременно хвалить за режиссуру и хорошо прописанный сценарий, где персонажи настолько яркие, что рассказывают историю лишь своими типажами. Вместе с тем во многом фильм обязан оператору Азизу Жанбакиеву, построившему “Метаморфозис” на гармоничной симметрии.

© oiff.com.ua

Авторы картины Сергей Тарамаев и Любовь Львова в некотором роде вновь делают музыку движущей составляющей фильма, как это было в их предыдущей известной картине “Зимний путь” об отношениях молодого певца и гопника. В “Метаморфозисе” чеховская атмосфера усадьб с фарфоровыми чайными сервизами гармонично сочетается со сказочными абсурдистскими сюжетами, которые просачиваются в прагматичный мир взрослых, где подлинная и чистая привязанность 25-летнего парня и 11-летней девушки вызвает скандал.


© oiff.com.ua

Еще одна лента где пугающий реализм встречает мир фантазий и привидений - немецкая картина “Привет из Фукусимы” Дорис Дерри. Фильм рассказывает о молодой немке Мари, которая сбегает в Фукусиму, чтобы изменить свою жизнь. Она работает в организации “Clowns4Help” в надежде развлечь людей, выживших после атомной катастрофы 2011 г., которые до сих пор проживают в приютах.

Уже скоро Мари понимает, что она не в силах сделать эту трагедию менее изнурительной. Но вместо того, чтобы убежать, Мари решает остаться со сварливой старой Сатоми, последней гейшей Фукусимы, которая по собственному желанию вернулась в свой разрушенный дом в радиоактивной Зоне отчуждения. Обе женщины – совершенно разные, но каждая из них по-своему стала заложницей своего прошлого и должна понять, как избавиться от чувства вины и бремени памяти.

© oiff.com.ua

Несмотря на волнительную для всего человечества тему, фильм снят в черно-белой палитре, намеренно отходя от скорбного реализма. “Привету из Фукусимы” это несомненно на руку. Здесь еще успеют появиться как аматорские видео наводнений, так и сцены с призраками умерших во время трагедии в 2011 году. Сложно представить более органичную форму для такого эклектичного высказывания нежели ч\б.

Конечно же фильм можно упрекнуть в достаточно шаблонной концепции путешествия на землю Восходящего солнца, где европейка постигает путь просветления через обычаи и размеренный способ жизни японцев. Экзотичность ленте добавляет не только привычный для восточных народов быт в виде футонов вместо кровати или тщательно продуманых правил чаепития. Культура Япония, в отличии от многих европейских стран, до сих пор очень тесно переплетена с древней мифологией духов, которая здесь естественным образом вплетена в сюжет фильма. Сложно представить, что такой прием сработал бы в картине любой другой страны.


© oiff.com.ua

Летняя школа ОМКФ тем временем принимала с творческой встречей члена жюри международной конкурсной программы американского инди-режиссера и сценариста Алекса Росса Перри. Кинематографист рассказал об особенностях собственной роботы как сценариста и режиссера:

“Для меня идеальное рабочее пространство – это стол в пустой комнате. Я никогда не пошел бы работать в публичное место, я лучше напишу сценарий дома со своими тремя котами. Они - мое главное развлечение.”

“Мне нужно создать героев, которых бы я понимал, как будто я создал их сам. Я должен знать причину, почему они поступают так, а не иначе. Мне нужно знать, что движет моей версией этого персонажа, сделать его своим. Если зритель спросит меня «почему», я не имею права не дать ему ответа.”

© oiff.com.ua

Режиссер, как оказалось, очень скептически относится к новым технологиям:

“Я не боюсь технологий, я просто их не понимаю. Мне не понять, как у человека могут быть такие интимные отношения со своим телефоном. Если Netflix, Vudu, Amazon Prime Video и прочие просуществуют больше 10 лет, то это будет чудом. То, что они делают, не является чем-то принципиально новым. Мне нравится Google Earth и Streetview. Я люблю забивать локации, где я никогда не был, и вертеть их во все стороны.”

“Если ты смотришь фильм на 60-ти мм пленке и видишь в нем фильтры инстаграма, то ты не понял свою жизнь и не понимаешь свой телефон. Делать фильмы, чтобы было "как в инстаграме" - это не невежество, это отсталость.”

На будущее у Алекса Росса Перри запланировано два кардинально разных проекта, к которым ему не терпится приступить:

“Я уже год пишу сценарий для “Винни Пуха” и только сейчас подал черновой вариант. Похоже, Дисней полностью захватывает рынок. Сначала “Звездные Войны”, Marvel, теперь я. Еще я работаю над экранизацией романа "Имена" Дона Деллило. Я жонглирую этими проектами. Они очень разные, но их объединяет то, что это впервые, когда я не создаю персонажей для своих фильмов.”


© oiff.com.ua

Презентовать фильм “Моя бабушка Фанни Каплан” в национальном конкурсе приехали режиссер Алена Демьяненко, со-продюсер Дмитрий Томашпольский, а также исполнительница главной роли – Катерина Молчанова. Сюжет картины посвящен истории малоизвестной любовной связи “террористки” Фанни Каплан с братом Владимира Ленина Дмитрием Ульяновым. Производство фильма заняло 3 года и было на половину профинансировано Государственным агентством Украины по вопросам кино.

Поскольку современных фильмов на историческую тематику в украинском кино не так уж много, проба Алены Демьяненко уже может считаться оригинальным произведением. В целом картина вовсе не пытается докопаться до истины о противоречивой революционерке. Старые мифы здесь подменяют новыми, разбавив фильм флэшбеками, воспоминаниями героев, впсевдоинтервью с современниками, показывая таким образом относительность исторической правды. В случае с картиной, где Фанни Каплан скорее выступает жертвой обольщения, семейна драма оказывается движущей силой национального катаклизма.


© oiff.com.ua

Абсолютно новый опыт подарила картина Питера-Яна де Пюэ “Земля просвещенных”, которую показали в конкурсной секции документального кино. В центре сюжета банда афганских подростков из племени Кучи, которая откапывает старые советские мины и продает взрывчатку детям, работающим в лазуритовой шахте. Когда они не мечтают о том, чтобы американские войска наконец покинули их земли, детская банда контролирует караваны, которые занимаются контрабандой голубых драгоценных камней через засушливые горы Памира. Это гармоничное сочетание художественных и документальных киноформ ведет нас впечатляющим путем через красоты послевоенного Афганистана.

Режиссер и оператор Питер-Ян де Пюэ восемь лет работал над картиной, снимая повседневную жизнь афганских детей. От художественного кино Пюэ взял возможность некой ретуши действительности, сделав впечатляющую постановку в пределах реальных событий. От документального кино здесь множество подлинных и уникальных сцен с бытом афганских детей, торгующих опием и оружием. Та аграрная страна с конными караванами в которой живут эти дети, контрастирует с военным Афганистаном американских содлат, которые проводят разведку , расстрел и взрывы потенциальных мест дислокации партизан-талибов.

© oiff.com.ua

Эти два мира не пересекутся, однако их жизни переплетены очень тесно. Вот американский солдат в одной из сцен признается, что до ужаса боится детские банды, ведь не сможет выстрелить в ребенка, при этом понимая, насколько опасны эти 12-летние мальчики. Что касается подростков-отшельников, их мечты напрямую сопряжены с “миссией военного присутствия”: один из них говорит, что станет королем Афганистана и будет жить во дворце, другой собирается улететь к звездам на лошади. Но все это случится лишь после того, как чужестранцы покинуть земли, а афганские подростки захватят Кабул, чтобы получить обратно свой новый свободный Афганистан.

Снимая этих детей, сбивающихся в банды, режиссер вовсе не показывает историю Афганистана с точки зрения документалистики. Питер-Ян делает свою картину максимально личной, именно поэтому “Землю просвещенных” можно охарактеризовать как “докудрама”.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Подробности фестивальной недели читай на tochka.net в нашей спецтеме Одесский кинофестиваль 2016,  а также смотри в сюжетах телеканала “Украина”, освещающего главные события ОМКФ.

Читай также