Одесский кинофестиваль 2016: победители и церемония закрытия

23 июля Одесский кинофестиваль официально завершился. Десять дней кино-марафона, по традиции были самыми насыщеными летними каникулами для постоянных гостей кинофестиваля. Сама программа состояла из около ста фильмов и сериалов в конкурсе и внеконкурсных секциях. Также прошло 10 мастер-классов для слушателей Летней киношколы и гостей фестиваля — еще одно изюминка ОМКФ, ради которой многие киношники посещают Одессу. Не обошлось без презентаций и панельных дискуссий, профессионального Питчинга украинских проектов, а также секции Work in progress для кино-проектов на начальной стадии производства.

К тому же в нынешнем году фестиваль стал еще масштабней за счет новых секций — конкурс европейских документальных фильмов, секция сериалов и секция нового турецкого кино.

Церемония закрытия, как кульминация главнейшего кино-события в Украине, состоялась 23 июля в Одесском национальном Академическом театре оперы и балета. Организаторы фестиваля продолжают обращать внимание на молодые таланты и вслед за Onuka, выступавшей в прошлом году, на нынешней церемонии свой перформанс показал один из лучших танцевальных коллективов Украины APACHE CREW.

APACHE CREW © oiff.com.ua

Церемония закрытия ОМКФ 2016 © oiff.com.ua

Ведущая церемонии, звезда канала “Украина” Маша Ефросинина подогрела интерес публики презентациями всех конкурсных картин и поздравлениями для победителей украинской секции. Напомним, в категории "Лучший короткометражный фильм" победили сразу две картины : фильм-гибрид "Гвоздь" Филиппа Сотниченка, состоящий из  художественного кино и аматорских домашних видео застолья обычной киевской семьи в 1995 году, а также комедийная зарисовка "В Манчестере шел дождь" Валерии Кальченко и Антонио Лукича - история о высоком парне Андрее, чей рост в 2 метра и чувство неловкости становится главным элементом юмора и продуманных легких и незамысловатых гэгов.

Режиссер Валерия Кальченко ("В Манчестере шел дождь") © oiff.com.ua

Режиссер Филипп Сотниченка ("Гвоздь") © oiff.com.ua

Кроме того, были названы лучшие фильмы Национальной конкурсной программы по версии Жюри Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI): лучший полнометражный фильм - "VARTA 1, Львов, Украина" Юрия Грыцыны (экспериментальная лента о временах конца Евромайдана, когда во Львове после Ночи гнева активисты взяли на себя функцию правоохранителей), лучший короткометражный фильм - "Дом" Ирины Цилык (тонкая иллюстраци понимания “дома” в декорациях карпатских пейзажей в период второй мировой войны).

"VARTA 1, Львов, Украина" © oiff.com.ua

"Дом" © oiff.com.ua

Мнение жюри в большинстве номинаций совпало с оценками критиков, да и обладателя Гран-при по результатам зрительского голосования было не сложно определить. Золотой Дюк получила британская трагикомедия "Кто горит, горит, горит..." Чании Баттон. Картина в равной степени переполнена шутками, смешными гэгами, цитатами из Керуака, и вместе с тем способна расчувствовать зрителя. Это история о двух девушках Сеф и Алекс, которые только что похоронили друга Дэна, он умер от рака. О своей болезни парень молчал до самой смерти, однако завещал подругам развеять его прах по всей Англии и подробную видео-инструкцию, как это сделать.

"Кто горит, горит, горит..."  © oiff.com.ua

В категории "Лучший фильм" жюри во главе с Кристофером Хэмптоном назвали румынскую картину "Незаконные" Адриана Ситару. Это тяжелая семейна драма об инцесте между братом и сестрой. Ситару по сути продолжает тему абортов в Румынии времен Чаушеску, как это сделал в 2007 году Кристиан Мунджиу в картине "4 месяца, 3 недели, 2 дня". Муджиу на пару з другим румунским режиссером Кристи Пую в начале 2000-х привезли в Канны "новую румынскую волну", чей кинематограф тут же стал трендом в Европе. ОМКФ по сути присоединился к чествованию "новой румунской волны", поскольку "Незаконные" обладают всеми отличительными чертами этого бескомпромисного кино: закрытое пространство, трясущаяся камера, продолжительные диалоги, чувство деструкции и предельная интимность.

Актеры Алина Григоре, Робби Урс ("Назаконные") © oiff.com.ua

"Лучшим режиссером" по праву назвали бельгийца Ксавье Серона за фильм "Смерть от смерти". Это совершенно нетипичное кино, в котором отвращение и смех граничать с откровенной трагедией. В центре сюжета непростые отношения инфантильного 37-летнего Мишеля Манна с матерью, больной раком груди. Серон снял загадочно-абсурдное и невозмутимое кино, объединив тривиальные пейзажи с эстетически совершенными операторскими планами, и все при помощи черно-белой палитры, что уже уводит картину из плоскости реализма. 

Актер Жан-Жак Розен ("Смерть от смерти") © oiff.com.ua

Немного неожиданной стала награда в категории "Лучшая актерская работа". Приз между собой разделили Розали Томасс и Каори Момои за фильм "Привет из Фукусимы". Это история о молодой немке Мари, которая сбегает в Фукусиму, чтобы работать в организации “Clowns4Help” в надежде развлечь людей, выживших после атомной катастрофы 2011 г., которые до сих пор проживают в приютах. Там она встречает Сатоми, последнюю гейшу Фукусимы, которая по собственному желанию вернулась в свой разрушенный дом в радиоактивной Зоне отчуждения.

Это картина в которой естественным образом переплетаются реализм катастрофы на Фукусиме и мир призраков и духов, который до сих пор тесно связан с культурой Японии. Впрочем актерскую награду по нашему скромному мнению можно было бы презентовать всему актерскому составу "Людоедов", Макису Пападимитриу из "Загара", или Жан-Жаку Розену из "Смерть от смерти".

"Привет из Фукусимы" © oiff.com.ua

В номинации "Лучший украинский фильм" без сюрпризов — статуэтку заслуженно получила драма "Гнездо горлицы" Тараса Ткаченка. Картина об украинской эмигрантке в Италии и ее семье на родине в Украине стал достаточно смелой и удачной пробой построения истории простых украинцев, не отторгающей своем ложным драматизмом.  В основе картины роман черновецкого писателя Василия Мельника. В целом можно с уверенностью сказать, что “Гнездо горлицы” - зрительский фильм, который при правильном подходе, может стать полноценной прокатной картиной.

Тарас Ткаченко и Рима Зюбина ("Гнездо горлицы") © oiff.com.ua

Пожалуй, самой скандальной стала победа в категории "Лучший европейский документальный фильм". Победителем была оглашена картина "В Калифорнии" Шарля Редона. Это откровенная и бескомпромиссная картина о жене режиссера. Редон снимал будни возлюбленной — профессиональной балерины. В картине много как трогательных так и откровенных и неприятных сцен о ней. В конце концов в своем исследовании телесности супружеская пара прийдет к БДСМ. У многих фильм вызвал возмущение, однако без сомнения, это новая форма документального кино которая не может не впечатлять.

Режиссер Шарль Редон ("В Калифорнии") © oiff.com.ua

Закрывая Одесский кинофестиваль, президент ОМКФ, Виктория Тигипко обратила внимание на украинское кинопроизводство:

В этом году количество картин, представленных на фестивале, увеличилось на 14%. У нас появились новые программы — конкурс европейских документальных фильмов и секция сериалов. Безусловно важной для нас является бизнес-составляющая, мероприятия которой позволяют оптимизировать процессы и выходить на международный уровень украинскому кинопроизводству.

Виктория Тигипко © oiff.com.ua

Фильмом закрытия стал "План Мэгги" с Джулианной Мур и Гретой Гервиг в главных ролях. Ребекка Миллер, режиссер картины – признанный мастер женского портрета. Премьера фильма состоялась на кинофестивале в Торонто и была также показана в секции "Панорама" Берлинале-2016. Ее центральной темой стал классический любовный треугольник на улицах Нью-Йорка.

"План Мэгги" © oiff.com.ua

Тем временем, уже стали известны даты следующего 8-го Одесского кинофестиваля: с 14 по 22 июля.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Подробности фестивальной недели читай на tochka.net в нашей спецтеме Одесский кинофестиваль 2016,  а также смотри в сюжетах телеканала “Украина”, освещающего главные события ОМКФ.

Читай также