"Капитан Фантастик": суперсемейка в бегах от цивилизации

Бен Кэш (Вигго Мортенсен) — многодетный отец-отшельник. Вместе с красавицей женой когда-то давно он покинул шумный город и вырастил шестерых детей под открытым небом, в хижине в лесах штата Орегон. Семейка робинзонов, от главы семейства и до 9-летнего ребенка, умеют выживать, имея при себе лишь нож, искусно охотятся, выращивают овощи и лазают по скалам, а также владеют несколькими языками, разбираются в квантовой физике, читают Элиота и Достоевского у костра по вечерам, и, конечно же, слушают Баха.

В целом даная семья - совершенно уникальная ячейка общества, воспитанная ненавидеть капиталистический строй, потребительское общество и организованную религию. И первые тридцать минут картины, обрисовывающие такой отшельнический способ жизни, выглядят совершенно утопически.

 

 

Но с жестокой цивилизацией все же прийдется столкнуться, после того, как приходит новость с больницы, в которой последние три месяца лежала мама шестерых детей и жена Бэна. Лесли страдала биполярным расстройством и, в конечном итоге, покончила с собой. Чтобы попрощаться с мамой, семейство отправляется на старом автобусе в долгое путешествие по неизвестной для них Америке. Конфликтности происходящему добавляет тот факт, что на похороны Бэну запретили появлятся родители покойной Лесли, искренне ненавидящие своего зятя-дикаря.

Мэтта Росса можно смело поздравить с огромным рывком в амплуа режиссера. “Капитан Фантастик” - вторая работа Росса, известного преимущественно как актера из сериала “Силиконовая долина”. И если первая короткометражка “Человеческие ресурсы” и дебютный полный метр “28 спален” были почти не замечены зрителями, то “Капитан Фантастик” - реальный претендент на звание инди-фильма года. Доказательство тому - приз Каннского кинофестиваля за режиссуру, где картину показали в секции “Особый взгляд”.

 

© Артхаус Трафик

 

Поднимая тему радикального семейного воспитания, рискующую стать остро-дискуссионной, Росс тем не менее снимает “Капитана Фантастика”, как произведение не провозглашающее какую-либо истину. Конечно же, режиссер не может удержаться от комических сцен столкновения лесных простаков с рядовыми американскими обывателями. Однако подача режиссера этой истории в определенной степени неоднозначна.

Смеясь над наивностью семейки робинзонов, зритель признает экзотичность главных героев, причисляя себя на сторону представителей “одноэтажного счастья” с готовыми курами-гриль и полем для гольфа. В то же время, отторжение вызывает порой абсолютно карикатурное изображение туповатых и зависимых от гаджетов городских жителей.

 

© themoviedb.org

 

Невозможно не симпатизировать главному герою, воспитавшему своих детей со знаниями о “Билле о правах” и словарным запасом достаточным, чтобы проанализировать “Лолиту” Набокова, не используя запрещенное слово “интересно”. И все же немного пугающей выглядит сцена празднования дня рождения Ноама Хомски (пожалуй, самого радикального “левака” среди американских философов-теоретиков), когда дети в подарок получают холодное оружие.

И когда в “Капитане Фантастике” чаша весов склоняется с одной крайности в другую, больше всего измываться режиссеру удается над зрителем, явно неготовым к идеологическим баталиям. Желания Мэтта Росса отстраниться от любой позиции порой терпит поражение, в особенности в эпизоде “краха веры” главного героя Бэна, когда тот начинает сомневаться в собственных методах воспитания. Однако такой поворот буквально необходим, чтобы сдвинуть конфликт фильма с мертвой точки. Еще более впечатляюще в таком случае выглядит финал картины.

 

 

Росс, не изменяя принципу повествования и настроения, продолжает демонстрировать историю семейки сурвивалистов, зато зритель посмотрит на происходящее уже совершенно другими глазами - впечатляюще тонкая режиссерская работа. Грань между отцом-сумасбродом и отцом-тираном, между свободой и утопической замкнутостью, между верой и фанатичностью, определять остается нам, но никак не Мэтту Россу.

“Капитан Фантастик”, без сомнения, займет свою нишу в отдельно обрисовывающемся жанре американского кино - “wild life movie”. Единение человека с природой здесь носит совершенно новый для Америки умиротворительный характер. Страна, в культуре которой укоренилась традиция подчинения природы, все уверенней высказывается о красоте и честности дикой жизни, как о чуть ли не новом контр-культурном движении.

 

© Артхаус Трафик

 

Среди самых ярких представителей, пожалуй, отшельнический “В диких условиях” Шонна Пенна, абсолютно визионерский “Звери дикого Юга” Бена Зайтлина, экзистенциальная “Дикая” Жана-Марка Валле и самая урожайная на награды среди них “Легенда Хью Гласса” Алехандро Гонсалеса Иньяритту, восхваляющая дикую природу через камеру Эмануеля Любецки.

Не пропустите, трогательный must-see летнего проката - “Капитан Фантастик” на большом экране с 25 августа.

 

 

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Все самые интересные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net.