"Час збирати": гид по выставке, посвященной коллекционированию в Украине

Мы редко задумываемся над тем, откуда в музеях появляются предметы искусства, как они туда попадают и как формируются коллекции. В Музее современного искусства Одессы до середины апреля проходит выставка "Час збирати", которая отвечает на эти вопросы. Мы подготовили гид, который расскажет, что смотреть на этом событии.

Коллекционирование — это важная социокультурная деятельность, которая дает возможность увидеть оригиналы известных картин, отбираемых не в угоду государственным стандартам и политическим течениям, а по инициативе людей, которые приобрели и сохранили.

"Час збирати" — это 10 залов, наполненных более чем 200 работами из частных собраний коллекционеров современного искусства: Вадима Мороховского, Андрея Адамовского, Бориса и Татьяны Гриневых, Анатолия Дымчука. В экспозицию выставки вошли произведения всемирно известных художников Сальвадора Дали, Марка Шагала, Александра Богомазова и многих других.

Арсен Савадов, из серии "Romacrimea", 2000. Из коллекции Анатолия Дымчука © Арсен Савадов

Выставка насчитывает 10 залов, за каждым закреплена своя тема. Прогуляемся по важнейшим из них?

Коллекционирование в прошлом

Этот зал переносит нас в прошлое, к истокам коллекционирования. Невозможно говорить о феномене коллекционирования в Украине и не упомянуть о таких выдающихся деятелях, как Богдан и Варвара Ханенко, Яков Перемен, Иван Терещенко, Игорь Диченко и Михаил Кнобель. Они существенно повлияли на то, какой мы видим культуру нашей страны сегодня.

Именно благодаря этим людям сохранено большое количество выдающихся работ, созданные музеи и галереи.

Климент Редько, "К построению светозвука", 1923. Из коллекции Андрея Адамовского © Климент Редько

Коллекционирование в современности

Вадим Мороховский, Андрей Адамовский, Борис и Татьяна Гриневы, Анатолий Дымчук — эти коллекционеры достойно продолжают дело своих предшественников.

И это не просто слова. Выставка "Час збирати" проходит в Музее современного искусства Одессы, основанном Вадимом Мороховским. Он создал этот музей на базе коллекции одесского нонконформизма, которую по случаю приобрел у Михаила Кнобеля. Не менее интересна история коллекции произведений украинских "независимых" художников-авангардистов Якова Перемена, которую в начале XX века вывезли за пределы Украины. Андрей Адамовский выкупил всю коллекцию на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке и вернул собрание на родину. Как и предшественники, он поддерживает современных художников, а также создал киевскую галерею M17, в которой важным вектором является скульптура.

Борис и Татьяна Гриньи коллекционируют современное искусство и фотографию, в частности, произведения харьковской школы фотографии. Анатолий Дымчук — основатель киевской галереи Dymchuk Gallery и одесской NT-Art, специализирующаяся на одесской и закарпатской живописи, а также занимается продвижением художников и развивает украинскую культуру.

Илья Чичкан "Космическая курица", 2011. Из коллекции Анатолия Дымчука © Илья Чичкан

Комната коллекционера

Для коллекционеров их собрание — это не просто инвестиции и сокровище. Все произведения искусства из коллекций выполняют свое прямое назначение — радуют глаз владельца и вдохновляют. Поэтому в интерактивной части выставки создали комнату коллекционера из обойной развески картин, где каждый может представить себя владельцем мнимой коллекции графики и живописи.

Иван Марчук "Корова в городе", 1969. Из коллекции Бориса и Татьяны Гриневых © Иван Марчук, пресс-служба

Идеологическая часть

Залы "Манифест нового мира", "Приговор реальности" и "За пределами дозволенного" показывают нам периоды, обусловленные социально-политическими изменениями.

Вторая мировая война и советские времена стали затруднительными для украинских авангардистов — их работы уничтожались и вывозились за границу. Если бы не украинские коллекционеры, возможно, украинская культура потеряла бы навсегда некоторые работы авангардистов, а с ними — и возможность прояснить и переосмыслить исторические периоды. "Час збирати" наглядно демонстрирует, каким важным шагом для нашего общества является сохранение артефактов — произведений искусства.

Богдан Перевертун "Пикап с банкоматом", 2014. Из коллекции Вадима Мороховского © Богдан Перевертун, пресс-служба

Проект будущей страны

На втором этаже выставки собраны работы периода независимой Украины. Здесь можно отследить как менялось мировоззрение общества. Кураторы выставки Татьяна Лисун и Андрей Сигунцов предлагают задуматься над тем, как художники глубоко переживают изменения в окружающей среде, а коллекционеры — могут сохранить эти образы и идеи в их первозданном виде для потомков. Ведь это — исторические артефакты, которые невозможно переиначить.


Ранее мы рассказывали о фестивале авторской керамики, который состоится в Киеве.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: