ТОП-20 фильмов, которые помогут тебе и иностранцам понять контекст происходящих событий в Украине

Киноведы Довженко-центра создали подборку из документальных и художественных фильмов, которые позволят понять иностранцам нынешние трагические события в Украине.

Подборку ТОП-20 под названием To help understand what’s happening in Ukraine ("Чтобы помочь понять, что происходит в Украине") также распространило издание The Guardian.

Список лент выглядит следующим образом:

Кислородный голод (1992)

Драму "Кислородный голод" в 1991 году снял А.Дончик. Картина относится к социальной тематике и снята режиссером на основе реальных событий, пережитых им лично. Старослужащие регулярно измываются над «духами». Среди них оказывается один смельчак — рядовой Билык. Он решает начать борьбу с системой и не позволяет себя обижать.

Однако старшине не удается выпытать у бойца имена "дедов". Тогда он у всех вновь прибывших выпытывает подробности издевательств. Ни один новобранец не решается раскрыть имена обидчиков. Старшина предлагает написать анонимно все данные, но хитрый способ тоже терпит фиаско. Это становится известно "дедам" и они продолжают измываться над молодыми солдатами. Когда планы сержанта Кошачего рушатся, он решает, что предатель Билык.

Чернобыль — Хроника тяжелых недель (1987)

14 мая 1986 года съемочная группа выехала на на станцию и следующие сто дней провела рядом с пожарниками, энергетиками, военными, дозиметристами и атомщиками, которые ликвидировали последствия взрыва на ЧАЭС. Режиссер и оператор фильма Владимир Шевченко понимал опасность, в которой находился, и не смотря на это не единожды брал на себя дополнительные дозы радиации, закрывая собой операторов. 

Завтра праздник (1987)

Снятый в начале "перестроечной" эпохи, он обнажил трудности быта на птицефабрике. Этот фильм, сильно отличающийся от тогдашнего стандартного пропагандистского фильма, изображал глубокий социальный кризис в советском обществе.

Стена (1988)

Киевские художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко более десяти лет работали над проектом Парка памяти на Байковой горе в Киеве. Рыбачук и Мельниченко создали Стену памяти — серию монументальных авторских рельефов размером более 2000 квадратных метров, представлявших различные ключевые истории. Эта стена должна стать центральным элементом Парка памяти — неоавангардистского произведения искусства, которое задумали Рыбачук и Мельниченко.

Однако в начале 1982 года местные власти приняли решение прекратить работу над Стеной и залить бетоном несколько сот квадратных метров готовых рельефов. Это решение привело к одному из самых масштабных актов художественной цензуры в СССР. Фильм Израиля Гольдштейна стал первым публичным выступлением в поддержку художников, долго боровшихся за восстановление своей многолетней работы.

Степени демократии (1992)

Идея фильма принадлежит украинскому блоггеру и фотографу Сергею Якименко.

Документальные кадры в хронологической последовательности возобновляют события Майдана с ноября 2013 по февраль 2014 года.

Varta1, Львов, Украина (2015)

Документальный фильм о деятельности движения "Автомайдан" — группы водителей-активистов, которые использовали цифровой радиоканал "Варта 1" для непродолжительного патрулирования улиц Львова после ухода полиции в ответ на гневные протесты в феврале 2014 года.

Майдан (2014)

Сюжет представляет хронологию событий Майдана, начиная от мирных акций и до беспощадных кровавых боев на улицах города. Это история о восстании народа против бандитского режима президента.

Черная тетрадь Майдана (2014)

Внушительный образец совместного документального фильма группы студентов второго курса, воссоздающий напряженные эмоциональные проблемы опыта непосредственного участия в революции.

Евромайдан. Черновой монтаж (2014)

Три месяца революции. От возмущенного протеста до народного единения. От кастрюль на голове до дубинок и бронежилетов. От эйфории победы до оплакивания погибших из Небесной сотни. Революция как взрыв пробужденного достоинства, как эйфория свободы, как боль осознания цены, как рождение новейшей истории Украины.

Все пылает (2014)

Этот фильм показывает универсальную схему определенного рода восстаний и протестов — тех, которые заканчиваются кровопролитием. Поначалу благородное стремление к свободе сталкивается с темными силами репрессивных властей. Затем, после смятения и хаоса, праведный гнев людей сменяется чистой яростью. После первых потерь с обеих сторон, независимо от того, что извне выглядит черным и белым, в эпицентре битвы грань между добром и злом начинает стираться. В конце концов — все пылает.

Зима в огне: борьба Украины за свободу (2015)

Картина описывает все события восстания в хронологической последовательности глазами очевидцев. В фильм вошли интервью с протестующими, видео прямо с места событий, по которым видно, что, как и о ком думал украинский народ в самом начале «Евромайдана», какими идеями жил и на какое будущее надеялся.

Земля голубая, будто апельсин (2020)

Фильм рассказывает о семье, которая живет в «красной зоне» Донбасса, где военные действия продолжаются уже долгое время. Преодолевая ежедневные травмы существования в прифронтовой зоне, 36-летняя Анна сама воспитывает четверых детей. Но, несмотря на все трудности, эта семья очень дружная и жизнерадостная. Мама и дети имеют много увлечений, играют на различных музыкальных инструментах и даже самостоятельно снимают фильмы о своей жизни во время войны.

Тетрадь войны (2020)

Лента приглашает зрителя в сюрреалистическое путешествие на фронт войны с Россией — в причудливое потустороннее, где царят законы отличные от обычного мира. Другое поведение, другие отношения, другой юмор. Герои просыпаются и засыпают, радуются и плачут, снимают видео и всегда чувствуют, что запись может закончиться в любой момент.

Какофония Донбасса (2018)

Сюжет фильма разворачивается в двух плоскостях. Первая — жизнь глазами советской пропаганды и Донбасс как витрина идеологии. Вторая - жизнь реальная, скрытая от лишних взглядов. Жизнь обещает быть симфонией труда, радости и благополучия, но оказалась обманом и манипуляцией. Симфония Донбасса превращается в какофонию.

Сильнее, чем оружие (2019)

"Сильнее, чем оружие" — это украинская история, обжигающая сердца. Вспоминая события и людей, которые со времен Евромайдана до войны на Востоке строят новую Украину.

Фильм показывает эволюцию украинских реалий от стихийной попытки захвата Администрации Президента 1-го декабря до кровавых боев в руинах донецкого аэропорта. Он предоставит зрителю возможность заново почувствовать подъем и отчаяние как майдана, так и войны на востоке Украины.

Без явных признаков (2018)

История женщины, возвращающейся с войны. Разговаривая с психологами, борясь с посттравматическим стрессовым расстройством и приступами паники, она изо всех сил пытается вернуться к нормальной жизни.

Атлантида (2019)

2025 год. Сергей воевал и вернулся домой, на восток Украины. Пытался найти работу, но все предприятия закрылись, зона стала нежилой. Герой страдает от посттравматического синдрома, действие происходит на фоне экологической катастрофы. Что сможет удержать там героя?

Донбасс (2018)

Донбасс — авторский кинопроект Сергея Лозницы, который воссоздает на экране тринадцать реальных историй, которые произошли на Востоке Украины после 2014 года. Зритель погружается в атмосферу хаоса и страха, которая окутала Донбасс. Герои истории плавно переходят из одного эпизода в другой, демонстрируя, как война повлияла на все сферы жизни. Зрители станут свидетелями настоящей свадьбы, которая проходит под салют автоматных очередей в оккупированном Донецке.

Киборги. Герои не умирают (2017)

Сентябрь 2014, Донецкий аэропорт. Украинские военные четвертый месяц отражают атаки противников, стремящихся получить одну из ключевых точек для базирования и опрокидывания войск. На двухнедельное дежурство сюда прибывает группа молодых солдат, собранных из добровольцев. Они учатся, участвуют в боях, общаются друг с другом и с местным психологом, пытаясь сформулировать свое отношение к ситуации и людям.

Домой (2019)

Татарин Мустафа столкнулся с самым страшным горем для любого родителя — он застал смерть сына. Убитый горем отец находит в себе силы и отправляется в украинскую столицу, где проживает младший брат покойного. Главный герой хочет, чтобы сын Алим вернулся домой в Крым, на родину, которую вынужденно покинул после событий 2014 года. Они должны провести захоронение Назима на полуострове в соответствии с мусульманскими традициями.


Недавно мы писали, что Ирина Билык посвятила оккупантам стихотворение.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Читай также