Новый день Одесского кинофестиваля подарил несколько ярких премьер и незабываемых показов среди конкурсных секций и програм фестивальных хитов. Организаторы, кажется, изучили вкусы своей публики, ровно как и публика научилась распознавать и по достоинству оценивать стоящие картины, которых здесь с каждым годом все больше. Достаточно сказать, что в международном состязании появилась лента с большими шансами на гран-при. Речь о черно-белой абсурдистской комедии “Смерть от смерти” бельгийского режиссера Ксавье Серона.
Это совершенно нетипичное кино, в котором отвращение и смех граничать с откровенной трагедией. В центре сюжета работник магазина электро-техники 37-летний Мишель Манн. У Мишеля непростые отношения с матерью, больной раком груди. Кажется раньше они были близки, и по Мишелю видно, что он достаточно зависим от матери, хоть и всячески это отрицает. Но вот опухоль мамы куда-то исчезла и вместо лечения рака врачи бросили все силы на поиски пропажи. Мишель тем временем обнаруживает странное уплотнение в груди у себя. Вечный ипохондрик, он уверен, что умрет, причем раньше старушки-матери.
Ксавье Серон снял загадочно-абсурдное и невозмутимое кино, объединив тривиальные пейзажи с эстетически совершенными операторскими планами, и все при помощи черно-белой палитры, что уже уводит картину из плоскости реализма. Серон также выступил сценаристом картины. Разделенная на несколько глав, “Смерть от смерти” умудряется органично переходить из одного вида комедии в другой: от черного юмора, до физического фарса, от игры слов до целых абсурдистских гэгов. Религиозные отсылки здесь подняты до новых сюрреалистичных высот, а симметричность композиции превращает некоторое убожество героев рабочего класа в нечто более возвышенное.
В конкурсе документального кино тем временем состоялась премьера картины “Олег и редкие виды искусства” испанского режиссера Андреса Дуке. Фильм рассказывает о знаменитом композиторе Олеге Каравайчуке, который, к сожалению скончался 13 июня этого года. В детстве, будучи юным гением, Олег Николаевич играл на фортепиано для Сталина, учился в Ленинградской консерватории, а в течение своей карьеры преимущественно писал музыку для театра и кино, например, для Параджанова и Муратовой.
Восхищение вызывают не только его музыка и игра, но и его личность. Дуке стал первым иностранцем, который завоевал доверие ексцентричного россиянина. Режиссер лично представил картину на Одесском кинофестивале.
“Было очень сложно работать с Олегом. Сложно планировать что-то, пришлось импровизировать. Я хотел показать, что это не фильм о его жизни, биографии, это фильм о его чувственности”Андрес Дуке
Ежегодно почетные гости кинофестиваля не обделяют вниманием киноманов, приехавших на Одесский кинофестиваль, собирая полные залы на творческих встречах. В этот раз ОМКФ посетил сценарист и режиссер, представитель “берлинской школы” Кристиан Петцольд, рассказав о принципах своей работы, источниках вдохновения и отношении к Голливуду.
Сценарное мастерство, по мнению Петцольда, лишь на половину гарантирует фильму хорошую историю, ведь все рискует изменится во время съемок.
“Когда я пишу сценарий, я не думаю о своем детстве. Но как только дело доходит до съемочного процесса — тут-то все и начинается! На съемках проявляются истории из моей жизни и жизни актеров, это как личный дневник. Съемка создает наилучшие условия, чтобы рассказать историю”.
Режиссер признался, что не любит фильмы, которые гонятся за “больными” вопросами общества.
“Кино не должно строиться на таких историях. Гораздо лучше, когда сюжет фильма сам встречает реальность”.
По этом поводу у Петцольда много скепсиса к Голливуду:
“Голливуд — режиссерская мечта. Они рвутся туда, чтобы создать картинку 50-х. Но такого Голливуда давно не существует. Мне перевалило за 50, и этот миф меня больше не интересует. Мне нравится смешивать "поп" с такими темами, как холокост. Я люблю рассказывать историю о том, что происходит после, о возвращении домой. Голливудская картинка холокоста мне не интересна”
Продолжая тему жанрового разнообразия, режиссер признался, что слишком ленив, чтобы писать комедию:
“Обычно комедии пишутся группой сценаристов из 5-6 человек. В Германии дела с со-авторством обстоят довольно плохо, все приходится делать самому. Несколько раз мы начинали создавать сценарий к комедии, но все заканчивалось двумя-тремя неделями смеха над тем, что пишем”.
Тем временем до большого экрана наконец добрался “Неоновый демон”. Свой фэшн-хоррор Николас Виндинг Рефн снимал долгих три года, окутав новый фильм завесой таинственности. И вот новая лента датчанина была представлена в Каннах в мае, где его успели как расхвалить за “Драйв” в 2011 так и освистать за “Только Бог простит” в 2013. Впрочем, кажется уже сам Рефн не стремится задобрять свою аудиторию, скорее шокировать и потрясать, вызывая живую реакцию.
В Одессе живая реакция зрителей не заставила себя ждать. Между тем, кроме потрясений , как ни странно, был здесь и смех - Рефн умело поработал не только с шок-эффектом но и c комедийной составляющей фильма, усиливая его долгими статичными сценами визуально выхолощенного молчания.
В центре сюжета 16-летняя модель Джесси (Эль Фаннинг), которая в поисках славы приезжает в Лос-Анджелес. Сделав пробные снимки у первого встречного фотографа, она притягивает внимание представителей модельных агенств своей наивной юношеской красотой и жизненной силой. И пока Джесси востребована на подиуме, в кругу коллег-моделей девушку тихо ненавидять и явно замышляют что-то недоброе.
“Неоновый демон” лишь на первый взгляд кажется историей успеха провинциалки в большом городе. На деле Рефн исследует извращенное понятия красоты. Изнанка фэшн-индустрии здесь выступает важным подкрепляющим бэкграундом, на самом же деле тезис о “старшной силе красоты” воплощен здесь в целом букете извращений, от некрофилии и каннибализма, до педофилии и извращенного секса с холодным оружием.
Поразительно, как, испытывая зрителя на выносливость, Рефна вместе с тем заботит безупречное визуальное решение фильма, который в целом сошел бы за продолжительный фэшн-клип, в особенности под атмосферную музыку композитора фильма Клифа Мартинеза. Свои пугающие извращения Рефн намеренно окутывает в декорации ласкающего глаз неонового, кровавого и ультрамаринового цвета, выставляя идеальные симметричные планы.
Некоторым “Неоновый демон” может показаться претенциозным, однако Николас Виндинг Рефн, кажется, довел свой визуальный язык до совершенства, а нетривиальные методы повествования делают его картину самой скандальной лентой не только в Одессе и Каннах, а пожалуй, на любой фестивальной площадке.
Подробности фестивальной недели читайте на
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
Комментарии