Александр Кузнецов, известный актер перестроечного периода ("Джек Восьмеркин-американец", "Приморский бульвар"), уехавший в начале 90х в Голливуд и окончивший там сценарные курсы, а сейчас работающий как сценарист и преподаватель актерского мастерства, провел 14 июля интерактивный мастер-класс в рамках Летней киношколы Одесского кинофестиваля "Как рассказать историю в кино" - Кузнецов рассуждал не как сценарист, а как актер.
Участников мастер-класса он сразу cсбил с ног тем, что c первой минуты был нацелен на сотворчество и активность. Пригласил на сцену группу будущих актеров из зала и собственной персоной проиграл почти все свои же советы, для наглядности переигрывая. Оттого мастер-класс больше напоминал утреннее телешоу.
Кузнецов говорит, что для актера главное - стремиться на крупный план. Именно там происходит раскрытие актера как личности, демонстрация его таланта либо его отсутствия. Но для того, чтобы там оказаться, необходимо пройти "круги" кастинга. Поэтому Кузнецов отмечает, что каким бы талантливым ни был актер, "помимо генерации идей нужно уметь их продавать". Причем умение продавать себя, свои идеи, свое мастерство часто становится ключевым в процессе достижения карьерного успеха.
Кузнецов рассказал историю о том, что два года назад на Московском кинофестивале он разговорился с Мерил Стрипп, которая призналась ему, что несмотря на успешность, она продолжает проходить кастинги и к каждому готовит премьер-показ, чтобы продемонстрировать лучшие и самые сильные черты своего таланта и личности, "упаковывает их и повязывает бантик и ценник с 20 миллионами".
Кастинг-менеджеры физически не могут запомнить всех актеров, пробующихся на роль. Начинающий артист должен помнить об этом и ни на секунду не расслабляться. Нужно уметь привлечь внимание и удержать его. Рассказать любую историю в динамике, привлекая и пространство и время, превращая любой объект в своего "партнера".
Любое событие -этюд, кастинг или сцена в фильме - должно быть придумано актером в виде полноценной истории, где есть начало, середина конец. И если вход должен быть таким, чтобы зацепить зрителя, привлечь его внимание, а выход - кульминацией, то середина - это то время шоу, за которое актер должен раскрыть своего персонажа зрителю, вызвать его эмоции и интерес, суметь добиться того, чтобы зритель идентифицировал себя с персонажем.
Зрителю интересен не просто Гамлет, а Смоктуновский или Лоуренс Оливье, играющие Гамлета. Но для этого персонаж должен быть послойно разобран. И на каждом слое его нужно "прожить". Скажем, Гамлет может быть принцем, сыном, любовником, фехтовальщиком - тогда роль окрашивается, приобретает грани.
Согласно Кузнецову, зрители ходят в кино, чтобы пережить новый опыт с героями, которые действуют. При чем действуют в конкретном формате и жанре. Даже "Красную шапочку" можно представить триллером или комедией.
Образ, если он тщательно проработан, становится гораздо сильнее личности актера. Человек может и умереть, но созданный им образ переживет его. Правила просты: погружаться в роль, с легкостью трансформироваться и ни в коем случае не использовать шаблон, ведь это серо и скучно. Собственная пластика, жесты и мимика - это поможет "продать" себя по самой высокой цене.
В итоге, все советы складываются в один единственный вывод: для актера главное - быть неповторимым.
________________________________________________________________________________
Иен Смит: в 18:00 и в 21:00 нужно смотреть разные фильмы
15 июля в рамках ОМКФ состоялась лекция британского кинокритика, сотрудника журналов Variety, Screen International, редактора журнала Curzon Magazine Иена Смита с учениками Школы Кинокритиков и членами Профессиональной секции фестиваля.
Свою лекцию улыбчивый и энергичный господин Смит начал с утверждения: "British Council задумался над тем, что Украине нужны кинокритики. Мы хотим посмотреть, какова будет ваша реакция на лекции и чему вам удастся научиться".
Впечатлённый усердием юных украинских кинокритиков, Смит признался, что если бы он в воскресное утро выступал в своей родной Британии, то наверняка разговаривал бы с пустым залом.
Лекцию господин Смит начал с того, что он разделяет людей, пишущих о кино на два типа: кинокритики и рецензенты. Первые - это те, которые посмотрев фильм, длительное время его обдумывают, переосмысливают, знакомятся с работами своих коллег на данную тематику. Вторые - это те, которым достаточно посмотреть фильм в понедельник, а во вторник уже готова статья.
Рассказывая о своём творческом пути, Смит признаётся, что когда был молод, ему не было важно, о чём писать - важно было просто писать. Игриво улыбаясь он рассказывал о том, что увлечение писательством отнимало всё время и оттого у него долго не было девушки: "Если у вас есть страсть к кино, это выльется в качество ваших статей и я, читатель, всегда это почувствую. Пристрастие приходит не сразу. Начинаешь писать - и оно приходит".
Постоянно совершенствуя методику своей работы кинообозрения, Смит пришёл к тому, что начал брать интервью у режиссёров и актёров прямо со съёмочной площадки, внимательней прислушиваться к мнению публики. Однажды, услышав от человека, не связанного с кино, вопрос: "А нужны ли нам всё ещё кинокритики?", Иен растерялся.
В качестве аргумента в пользу критиков, Смит предлагает вспомнить сайт Amazon и подобные ему сайты. Они демонстрируют нам, что критиком может стать каждый. Но критика эта, как правило, не выходит за рамки определений "нравится - не нравится". Чтобы убедить потенциального зрителя, мало просто высказать свои вкусовые предпочтения. Это всего лишь платформа. Главное в данном случае - аргументировать свою точку зрения.
Продемонстрировав присутствующим фрагмент фильма "Гражданин Кейн", Смит описал судьбу картины. Изначально лента Орсона Уэллса провалилась в прокате, но критики, предвосхитив своё время, сразу оценили фильм по достоинству. Положительные критические отзывы сумели обратить внимание публики, и со временем фильм был признан одной из жемчужин мирового кинематографа. Такая же судьба постигла и мрачное "Головокружение" Альфреда Хичкока, и метафорическое кино Федерико Феллини - "8 ½". Список можно продолжать ещё очень долго, и спасение этих фильмов от гибели, по мнению Иена Смита - это лучшее доказательство необходимости существования критиков.
По мнению Смита, в критике нуждается не только глубинное, трудное для восприятия кино, опережающее своё время. Критически исследовать необходимо также и мейн-стрим. Уже потому хотя бы, что он несёт на себе отпечаток времени сегодняшнего, которое его порождает.
Все фильмы Смит подразделяет на две категории: "18.00" и "21.00". Ко вторым относятся те, которые приятно посмотреть в кинотеатре после плотного ужина с друзьями, а затем, не обсуждая увиденное, спокойно разойтись по домам. Ну а первая категория характерна тем, что эти фильмы вы смотрите на трезвую голову, весь вечер делитесь с кем-то впечатлениями о них, и потом ещё полночи не можете уснуть, рефлексируя и осмысляя. Иен, используя богатую мимику, трогательно сокрушается, что иногда фильмы позиционируют как "18.00", а они на самом деле - "21.00". И наоборот.
Приводя в пример успешную прокатную судьбу в его родной Великобритании фаворита прошлогоднего Каннского фестиваля, "Древа жизни" Терренса Малика, Смит резюмирует, что в большинстве своём публика предпочтёт пойти на качественный фильм. Главное, чтобы ей своевременно и аргументированно о нём рассказали.
Импульсивный и трогательный британец заканчивает свою лекцию, пообещав в ближайшее время новую встречу с учениками Школы Кинокритиков.
________________________________________________________________________________
Индришка Блахова: Блогеры vs киножурналисты
15 июля в пресс-центре ОМКФ чешский кинокритик, редактор специализированного издания Cinepur, объясняла участникам Школы кинокритики, в чем разница между мейнстримом и 'arty' и что главное - вовремя определиться, по какую ты сторону баррикад.
Лекция началось с презентации творческой биографии Идришки. Блахова - основной кинокритик чешской газеты и главный редактор авторитетного чешского издания Cinepur. Индришка рассказала каким образом она пришла к кинокритике, чем отличается профессиональная кинокритика от аматорской, как журналу, который печататется на крафтовой бумаге, удалось до сих пор не закрыться.
Участникам школы коротко пересказали историю чешской кинокритики, под специально подготовленное слайд-шоу. "Журнал Cinepur - серьезное издание. Мы пытаемся вернуться к авторству, чтобы соединить развлекательные аспекты этого отдела и авторскую точку зрения. Да, это противоречивое сочетание, но мы стараемся. Сейчас наблюдается такая ситуация: американские зрители больше склонны доверять блогерам, нежели профессиональным критикам. В Европе дела обстоят немного иначе".
"Чтобы стать хорошим нужно много работать. Сейчас нехватка независимых мнений. Это звучит тривиально, но чем больше вы читаете, тем лучше будете писать. Конечно, нужно много общаться с людьми, находящимися в этом деле". Еще важно прекратить делить кино на хорошее или плохое. С этого момента и начинается профессия "критик".
- Все свежие новости фестиваля, рецензии, фоторепортажи с красной дорожки и многое другое читайте в нашей спецтеме Одесский кинофестиваль 2012.