5-ый юбилейный Одесский кинофестиваль в этом году дался нелегко как организаторам, так и зрителям. Череда трагический событий в стране в течении недели безусловно повлияли на атмосферу ОМКФ. Звездность и пафос в этом году сведены к минумуму, а сам кинофестиваль протекал в более рабочем настроении. Тем не менее церемония закрытия привнесла немного торжественности. Красная дорожка в этом году хоть и была отменена, все же формально состоялась. Звездные гости кинофестиваля продефилировали без музыкального сопровождения и остановок перед фотографами. Сама церемония началась с минуты молчания. Ведущими церемонии закрытия выступили актриса Снежана Егорова и ведущий телеканала "Украина" Олег Панюта.
Решение международного жюри в этом году практически совпало с мнением кинокритиков: наградами и специальными упоминаниями были отмечены по-настоящему стоящие картины, так что споров в коридорах по завершению церемонии не предвиделось.
Гран-при зрители ОМКФ присудили черной комедии “Мотивации ноль” израильского режиссера Тальи Леви. Иострия о дружбе девушек, служащих в администрации артиллерийской базы на юге Израиля, рассказана легким и в то же время захватывающим киноязыком. Золотой Дюк ОМКФ стал второй наградой для фильма в категории “Гран-при”. Пол года назад “Мотивации ноль” завоевал главную награду Фестиваля независимого кино в Трайбеке, США.
Международное жюри, возглавляемое Питером Веббером, объявили имя победителя в категории Лучший фильм. Им стала украино-грузинская лента ”Свидание вслепую” - трогательная история о настоящей дружбе и непростой любви. Статуетка за лучшую режиссуру справедливо отошла в руки Йинана Дяо за картину “Черный уголь, тонкий лед”. Именно умелая режисерская работа сделала эту криминальную драму удачным примером скрещивания жанров гангстерского кино и социально-бытовой драмы. Напомним, что картина Дяо имеет в арсенале приз Берлинале за лучший фильм.
Победителем в номинации “Лучшая актерская работа” стала Анжелика Литценбургер в фильме “Party Girl”. В картине Анжелик сыграла саму себя - престарелую работницу кабаре. Интересно,что в своей картины режиссеры Мари Амашукели, Клер Бюргер и Самюэль Тейс снимали реальных героев, так что “Party Girl “ - комбинация художественных приемов в документальной истории. Картина в этом году получила награду в Каннах за лучший дебют.
В национальном конкурсе неожиданно но неменее приятно Золотого Дюка за лучший фильм получил документальный фильм Валентина Васяновича “Сумерки”. Режиссер запечатлил на пленку несколько месяцев жизни 82-летней Марии и ее ослепшего 60-летнего сына Саши в глухом селе вне цивилизации. Отрешенная картина привлекает своей трогательностью и умелым подходом к создания истории жизни матери и сина, не имеющих что сказать друг другу.
Жюри также отметило 2 ленты международной конкурсной программы специальными наградами - мексиканский фильм "Гуэрос" Алонсо Руиспаласиоса за "новаторскую форму выражения уважения классическому французскому кинематографу" и русскую ленту "Звезда" Анны Меликян за блестящую актерскую игру Тины Далакишвили.
Специальной наградой за вклад в киноискусство была награждена Кира Муратова. Получая награду, Кира Георгиевна сказала несколько слов о теперишней ситуации в стране и кинофестивале :”Это не пир во время чумы. Таково свойство человеческой натуры: когда нет лекарства от чумы, нужно показать, что мы живы и можем радоваться”. Также режиссер упомянула о фильме Сергей Лозницы “Майдан”, от которого осталась в восторге.
Напоследок Виктория Тигипко выступила с благодарственной речью, где заверила, что в следующем году Одесский кинофестиваль состоится,и состоится в мирной Украине: “Все мы запомним этот сложный год – и как год становления новой демократии в Украине, и как пятый, юбилейный год ОМКФ. Каждый из девяти дней фестиваля подтвердил, что решение его проводить несмотря ни на что было правильным. Доказательством тому - многочисленные аншлаги и овации стоя. Мы счастливы, что пятый юбилейный фестиваль состоялся”.
Отчеты с ОМКФ читайте на Tochka.net и смотрите в итоговых сюжетах телеканала "Украина".