Экранизировать русские произведения в Голливуде уже пытались. Многих режиссеров терзали одни и те же вопросы: "Как грамотно показать пресловутую русскую душу?", "Как не переиграть с балалайками, водкой и медведями?". А вот американцу Майклу Хоффману понадобилось 12 лет, чтобы решиться снять фильм о жизни великого русского. После прочтения романа итальянца Парини о последних месяцах жизни Льва Толстого, Хоффман загорелся идеей ленты с пейзажами Ясной Поляны и с Хелен Миррен в роли Софьи Андреевны.
События фильма происходят в 1910 году, когда Лев Николаевич доживает свои последние дни в Ясной Поляне. В определенный момент его супруга Софья Андреевна понимает, что семейная жизнь рушится. Вокруг ее мужа строятся интриги, во главе которых - Владимир Чертков. Именно этот персонаж в исполнении Пола Джаматти склоняет Толстого к переписи завещания.
Чертков хочет передать права на литературное наследие Льва Николаевича народу. И тут на горизонте возникает юный идеалист Валентин Булгаков, который успевает поступить на службу личным секретарем Толстого и завести роман с девушкой Машей. Наш главный герой, Лев Николаевич не готов к подобным испытаниям, поэтому в один прекрасный день решает покинуть дом родной.
Несмотря на отдельные ляпы и жуткий акцент актеров фильм оставляет приятное "послевкусие". Лента была снята в Германии, но иллюзия русских березок и душевных пейзажей присутствует.
Больше всего запоминается игра Хелен Миррен. Эксцентричность ее героини не знает пределов! В одной ситуации Софья Андреевна бросается в пруд, потом устраивает яркую словесную перепалку с Джаматти, но все это время героиня Миррен преследует лишь одну цель: убедить мужа в своей правоте. Миррей - чрезвычайно эмоциональная актриса и эта роль еще раз доказала, что Елене Васильевне Мироновой (настоящее имя актрисы) под силу блестяще сыграть русскую женщину, которая пытается спасти свою семью.
Фильм очень убедительно рассказывает о любви. И все эти острые углы в отношениях Толстого и его жены только убеждают зрителя в том, что это - самое крепкое чувство. Здесь вы не увидите стандартных клише на тему сердечных отношений или пылких признаний. Поведение Льва Николаевича в столь сложной ситуации доказывает лишь одно: он ушел из дома, потому не хотел рушить этот хрупкий карточный домик. А это значит, что он любил.
"Последнее воскресение " не оставит равнодушными поклонников творчества Толстого, а тем, кого "тошнило от русской литературы в школе", возможно, захочется наконец-то прочитать "Анну Каренину".