Один день из жизни мужчины - артиста балета: ломаем стереотипы

29 апреля - Международный день танца, поэтому, пользуясь случаем, поздравляем все представителей этого нелегкого труда с вашим праздником! 

Мы уже рассказали тебе, как о балете в целом и о том, как проходит рабочий день балерины. Пришла очередь мужчин. О них почему-то часто незаслуженно забывают и мало говорят. Зря, ведь 90 % в балете держится на них. Чего только стоят поддержки, которые выполняет пара? Конечно, если девушка не соберется, то движение не получится, но направляет, ведет и поддерживает именно партнер.

Смотри в галерее кадры из жизни танцовщиков балета: уроков классики и общей репетиции кордебалета.


Сами танцоры говорят: "Нас учат, что если партнерша падает с поддержки, она должна упасть только на нас и ни в коем случае на пол". Для того, чтобы выдержать полтора-два, а то и три часа спектакля, из которых половину времени нужно носить балерину на руках, нужны очень сильные и крепкие ноги, руки и спина.

Интересный факт, что после адажио (медленной парной части в балете) на сольную вариацию (соло) всегда выходит именно мужчина. После поддержек и всего прочего он должен без пауз и отдыха выполнить свою партию с прыжками и вращениями.

Рабочий день танцовщиков начинается так же, как и у девушек, с урока классики: или в 10, или в 11 часов. Перед занятием артисты обязательно разогреваются, а сам "класс" начинается со станка. Затем на "середине" повторяются те же движения, но уже без опоры на станок.

Дальше самое интересное: прыжки. Сначала парни отрабатывают маленькие, затем средние, а в конце - большие прыжки и техническую часть. Эта часть урока очень зрелищна: сильные высокие прыжки в высоту своего роста заставляют открывать рты и думать: "Как такое вообще возможно?" У многих танцовщиков есть свои коронные сложные прыжки, которые у других получаются не так хорошо, а то и вовсе не удаются.

Стоит сказать, что мужчинам в балете в какой-то мере проще, чем женщинам. Парням не нужна очень хорошая растяжка и высокий подъем cтоп, да и конкуренция между ними намного меньше. Конечно, красивые линии ног и формы тела в общем обязательны, ведь без них танцовщик не будет эстетично смотреться на сцене.

Если идеальных линий нет, ребятам нужно  работать над стопами и коленями, "ломать" (вырабатывать) и "вытягивать" их. Чаще всего этот труд очень тяжелый и болезненный. Мужчинам в балете нельзя слишком накачивать мышцы, ведь фигура от этого становится "небалетной".

Один день из жизни мужчины - артиста балета © Олег Батрак

Любопытно, что классические танцовщики в театре танцуют не только балет, но и народные, характерные танцы (танцы в характере и образе, в их основе - народный или бытовой танец, обработанный балетмейстером), а также современную хореографию, например, модерн. Классическая база позволяет без труда справляться с разными стилями хореографии. Под каждый характер и типаж в балете всегда выбирают наиболее подходящего человека.

Мы побывали на одном из "классов" и общей репетиции кордебалета, после которых смогли пообщаться с артистами. Парни разного возраста и с разным опытом работы ответили на одинаковые вопросы касательно их профессии. Есть ли разница в их ответах? Какие курьезы в профессии они переживали? Давайте прочтем ответы балетных танцовщиков, из которых один - опытный артист кордебалета, а другой первый год работает в Национальной опере Украины.

РОМАН ЗАВГОРОДНИЙ - АРТИСТ КОРДЕБАЛЕТА


1. Как вы выбрали профессию артиста балета?

В моем родном городе не было уже тогда, что делать. Я пошел на танцы, и у меня стало получаться. Педагог сказал, что если буду заниматься серьезно, то добьюсь многого. Через 4 года он сам и подготовил меня для поступления в училище. Его зовут Сергей Иванович Шкаликов.

2. Сколько времени вы на сцене?

11 лет.

3. Как начинается и заканчивается ваш рабочий день?

Начинается в 11 часов с чего попало: с приятного урока или неприятного, короткого или вообще без него. Педагог требует хорошей качественной работы иногда без разогрева. К графику привыкаешь. Если что-то готовишь сольно, то весь день пропадаешь в театре, а иногда может быть перерыв между репетициями 3 часа. Это стандарт для артиста кордебалета.

4. Что самое сложное в профессии артиста балета?

Продержаться долго не гребне волны.

5. Что вам больше всего нравится в профессии?

Отдача зрителя и восторженные взгляды. Важно разбудить в нем что-нибудь то, за чем он пришел, показать сказку, которую он не видит на своей обычной работе.

6. Без каких вещей не обходится ни один день?

Я самодостаточный человек. Мне не так много надо. Все происходит от любви, поэтому мой день всегда наполнен хорошими поступками.

7. Понедельник для вас выходной. Чем обычно занимаетесь в этот день?

Мой выходной намного тяжелее, чем рабочий день (смеется). Я провожу его с семьей.

8. Какой самый глупый стереотип о балете и артистах вы слышали?

Что мальчики ходят на пальцах (пуантах), и все сидят на шпагате. Я, кстати, на пальцах стоять умею (улыбается). 

9. Придерживаетесь ли вы какого-то особо режима питания?

Стараюсь не пить слабоалкогольных напитков. Пиво вредит мышцам и суставам. Из-за этого можно поломать ноги, руки, голову или спину. Особенно голову. Творческие люди часто пьют, если не находят отраду в чем-то другом.

10. Сложно ли совмещать работу и личную жизнь?

У меня скоро будет второй ребенок, а жена - артистка балета. Я все делаю, что могу, для них. Ее отправлю в декрет - пусть отдыхает. Сложно, но приятно, мы поддерживаем друг друга.

11. Как вы находите силы для спектакля в конце рабочего дня?

Я днем выкладываюсь на столько, чтобы вечером были силы выйти в спектакле, и это было качественно.

12. Что вы не можете себе позволить  в своей профессии?

Спорт - это опасно. На активный досуг не хватает ни времени, ни возможностей.

13. Часто ли у вас были травмы, связанные с работой?

Прошлой зимой я сломал ногу и с этим переломом дотанцевал гастроли. Целый месяц! Вернулся домой с опухшей ногой, провел спектакль "Мастер и Маргарита", потому что не было запасных на замену, потом пошел сделать рентген, где мне сказали, что я дурак. Спросили, где я раньше был.

14. Любите ли вы свою профессию? Если да, отдали бы в балетную школу своего ребенка?

Да, люблю. Девочку, скорее всего, нет. Правда, это она будет решать. Мальчика, наверное, да. Парню легче выжить в этой профессии, а девочкам стоять на пальцах больно.

15. Какой он - рабочий день артиста балета?

Танцевальный. Он или сильно танцевальный или очень-очень сильно танцевальный. Если он не такой, то ты его провел зря для себя.

ВЛАДИМИР КУТУЗОВ - АРТИСТ-СТАЖИСТ


1. Как вы выбрали профессию артиста балета?

Когда я поступал в училище, то не знал, что такое балет. В моем родном городе я занимался народными танцами, и хореограф решила повезти меня в Киев на просмотр. У меня получилось поступить, но только спустя пару лет я понял, что мне это нравится.

2. Сколько времени вы на сцене?

Я еще стажер, это мой первый год работы.

3. Как начинается и заканчивается ваш рабочий день?

По-разному. Чаще всего начинается в 10:00 с урока классики, но нужно прийти примерно за 10 минут, чтобы размяться. Потом идут репетиции до 15:00, если есть вечером спектакль, а если нет, то до 18:00. Могут выписать еще и отдельные репетиции, когда репетируешь что-то сольно. 

4. Что самое сложное в профессии артиста балета?

Учить порядок балетов. Чаще всего у тебя есть 1-2 репетиции максимум перед выходом на сцену, за которые ты должен выучить 2- или 3-актный балет и выйти на сцену, показав хороший уровень. Людей в зале не интересует, что ты новенький и тебя поставили в спектакль за пару часов до начала.

5. Что вам больше всего нравится в профессии?

Чувство, когда ты выходишь на сцену, а на тебя смотрит весь зал. Особенно приятно, когда это детские спектакли, когда дети кричат «браво». В такие моменты радуешься, что ты работаешь не зря.

6. Без каких вещей не обходится ни один день?

Урок классики, репетиционная форма и жуткая усталость под конец дня.

7. Понедельник для вас выходной. Чем обычно занимаетесь в этот день?

В первую очередь отсыпаешься, а потом весь день сидишь дома. Честно, даже выходить никуда не хочется.

8. Какой самый глупый стереотип о балете и артистах вы слышали?

Многие считают балетных мужчин геями.

9. Придерживаетесь ли вы какого-то особо режима питания?

Нет, не придерживаюсь (смеется). Весь день работаешь физически. Если себя еще и ограничивать в еде, то можно и умереть.

10. Сложно ли совмещать работу и личную жизнь?

Сложно, ведь у всех людей выходные суббота и воскресенье, а для тебя это максимально нагруженные дни. Все возможно, если сильно хотеть.

11. Как вы находите силы для спектакля в конце рабочего дня?

Когда ты выходишь на сцену, то забываешь про все трудности и усталость. Работаешь на адреналине, только после спектакля понимаешь, насколько ты устал.

12. Что вы не можете себе позволить  в своей профессии?

Совмещать сцену и жизнь. Что бы у тебя ни случилось в жизни, ты должен выходить на сцену как ни в чем ни бывало.

13. Часто ли у вас были травмы, связанные с работой?

Все мои травмы были связаны с работой. Чуть расслабился и после прыжка пришел неправильно - вот и порванные связки. Балерину взял неправильно - сломан палец на руке, а то и балерина пострадала.

14. Любите ли вы свою профессию. Если да, отдали бы в балетную школу своего ребенка?

Я люблю свою профессию. Ребенка своего я бы не отдал в балет (если только сам не захочет), особенно если будет дочка. Детства как такового не будет. Девочкам особо сложно, их «ломают», «рвут», «растягивают», чтобы сделать из них принцесс на сцене.

15. Какой он - рабочий день артиста балета?

Трудный, интересный и непредсказуемый.

Теперь вы узнали, насколько важны мужчины в балете. Впервые этот вид танца был поставлен именно на них. Женщины же начали танцевать сравнительно позже. Именно благодаря танцовщикам балет настолько зрелищный и сильный. 

Читай также