Одесский кинофестиваль 2015: Война прошлого и настоящего в конкурсе и фестивальных хитах

Новый день Одесского кинофестиваля оказался непростым для зрителя. Две самые яркие премьеры вчерашнего дня - фильмы, раскрывающие трагическую судьбу человека, оказавшегося в эпицентре разрушительных действий войны.

С особым трепетом заядлые киноманы ждали премьеры “Сына Саула” венгерского режиссера Ласло Немеша. Отчасти не только, потому что, будучи дебютной игровой картиной режиссера, “Сын Саула” умудрился взять Гран-при последнего Каннского кинофестиваля, а и потому, что сразу после Канн фильм удостоился второй европейской премьеры именно в Украине.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Действие фильма разворачивается во времена Второй мировой войны в концентрационном лагере. Главный герой Саул - венгерский пленный, предпочитающий называть себя “Иностранец”. Саул является членом зондеркоманды, сопровождающей вновь прибывших узников в их недолгий путь от поезда до газовой камеры.

В один из таких дней он становится свидетелем чуда - подросток подает признаки жизни после “газового душа”. Спасать уцелевшего никто не собирается, взамен парню “помогают умереть” чтобы передать хирургу и провести вскрытие. За долю секунды Саул узнает в подростке своего сына, он намерен спасти тело погибшего и похоронить по всем правилам еврейской общины.

© oiff.com.ua

Практически полностью снятая на крупных планах картина позволяет посмотреть на жестокую действительность глазами главного героя. Однако, выглядывая из-за плеча Саула, камера фиксирует лишь малые фрагменты устрашающих картин с расстрелами, горами трупов и уборкой камер от кровавых потеков, ускользающими от внимательного взгляда зрителя.

При этом Немеш намеренно подает страшные сцены геноцида в легком расфокусе, сыгравшем на руку рассказанной здесь истории, а также меседжу фильма вцелом. Атрофированный взгляд палача-Саула, кажется, давно перестал фиксировать устрашающую переполненную смертями действительность, а то, что Немеш не берет общих планов и не фиксирует кровавые сцены масовых смертей, избавляет режиссера о любого последующего обвинения в спекуляции на теме Аушвица.

Саул одержим идеей похоронить сына, (которого, к слову, он вполне возможно просто придумал) слухи о готовящемся бунте его мало волнуют, он готов подвергать смерти себя и других узников лишь бы найти раввина для обряда похорон. Второстепенность происходящего вокруг делает фильм Лесло Немеша изобретательной моно-драмой.

© oiff.com.ua

Настоящей игрой на контрастах стала украинская картина Анатолия Матешка “Плен” (“Captum”). Фильм в этом году представлен как в национальном, так и в международном конкурсах. Подобно Немешу, Матешко отказывается от любых географических конкретизаций, показывая угнетающую действительность, превратившую людей в охотников и жертв.

В зимних равнинных пейзажах зритель попадает в небольшой барак, где двое сторожей в масках держат пленных и поочередно выпускают на свободу нескольких, чтобы сделать ставку, кто подорвется на мине первым. Вооруженные солдаты, впрочем, здесь также пленники - получая приказы по рации, им велено оставаться на дислокации, а чтобы хоть как-то себя развлечь, они “играют в демиургов”, решая, кто умрет следующим.

© oiff.com.ua

Картина об ужасе войны - едва ли не самая логичная тема для украинского кино за последний год. Исполнитель главной роли Владимир Горянский поделился со зрителями после премьеры мнением о необходимости в таком тяжелом кино:

“Мы живем в двух реальностях - война и мир. Нормальное общество не может быть в таком состоянии, мы стали привыкать к войне. Жанр определен именно сегодняшним днем - это психологический триллер. У психологов есть такой елемент лечения, когда они приводят человека в сознание шоковой терапией, чтобы он вернулся в реальность. По другому мы не могли. Ведь как сказать, что война это не нормально, что человек создан для любви, для рождения детей. Ради этого мы делали эту истрию.”

© oiff.com.ua

В попытке рефлексировать о болезненном для украинцев, Матешко создал пугающий фильм, порой в настолько гипертрофированной форме, что отверженность актеров, и попытки сыграть отчаянье, к сожалению, очень часто превращались в гротескную игру театрала на 15 ряд.

Не преуменьшая заслуг сценария, можно сказать, что “Плен” споткнулся на самых мелких промахах - банальности диалогов, попытке органично интегрировать разговорный сленг в художественный фильм, неуместную романтизацию некоторых сцен, создание драматизма за счет душераздирающих вересков и криков.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

В то же время, похвалы заслуживают игра света и тени в слабоосвещенном бараке, которым определенно сыграл на руку черно-белый формат, который для своего фильма выбрал Матешко. Внезапный финал меняет вектор добра и зла созданный в фильме, и, пожалуй, именно финал спасает “Плен” от откровенной неудачи.

Подробности фестивальной недели читайте на tochka.net, а также смотрите в сюжетах телеканала “Украина”, освещающего главные события ОМКФ.