Одесский кинофестиваль 2015: Даррен Аронофски, последние фильмы и первые победители

Уже сегодня Одесский кинофестиваль подведет итоги десятидневного марафона, так что вчерашний день стал завершальным в многочисленной программе конкурсов, внеконкурсных пермьер и мастер-классов.

Международная секция завершилась показом двух последних конкурсных участников. Один из них, по нашим прогнозам, не останеться без награды сегодня. “Объятья змеи” - паломническая история о единении с природой и поиске своего истинного предназначения.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Действие разворачивается в глухих джунглях Амазонки в Перу. Карамакате, могущественный амазонский шаман, обитает там, добровольно уединившись. Десятилетия одиночества превратили его в «чуллачаки», пустую оболочку человека, лишённого воспоминаний и эмоций. Его пустынная жизнь всколыхнул приезд Эвана, американского этноботаника, который ищет «Якруну», сильнодействующее галюциногенное священное растение.

© oiff.com.ua

Колумбийский режиссер Сиро Герра, претендент на Оскар и призер последнего Каннского кинофестиваля (Приз Международной конфедерации художественного кино), снял медитативное черно-белое кино полное символизма и глубокой меланхолии. Сценарий фильма основан на дневниках первых исследователей колумбийской Амазонии.

Во время путешествия напарники делятся мудростью двух полярных цивилизаций и становятся свидетелями того, как гармоничная жизнь Амазонии рушится из-за роста каучуковых плантаций и жестокой евангелизации индейцев. Лишенный любой динамики, даже в самых критических сценах накала эмоций, “Объятья змеи” сохраняет баланс повествования, напоминая затяжную индейскую песню шамана.

© oiff.com.ua

Не совсем оправдал надежды участник международного конкурса “Просто Джим” - режиссерский дебют 24-х летнего Крейґа Робертса (звезды фильма “Субмарина). Мистическая трагикомедия начинается с классической схемы молодого инди-кино: 16-летний Джим - настоящий отшельник и одиночка, над котрым издеваются в школе и не обращают внимания дома.

Единственный друг Майкл бросил его ради дружбы с главными хулиганами школы, пес убежал из дому, у Джима никого не остаётся. Всё меняется, когда по соседству поселяется Дин, таинственный американец с внешностью кинозвезды. Дин предлагает Джиму дружбу и новый образ, который поможет ему стать популярным в школе.

© oiff.com.ua

Созданный по трендовой теперь схеме абсурдистского черного юмора, фильм привлекает зрителя своей легкостью и постепенным нуаровым настроением в конце. Между тем, картина не скрывает свои, в некотором роде, вторичные приемы в построении сюжета: изгой учится курить, драться, водить машину и флиртовать с девчонками. Обратная сторона медали состоит в мучительном неумении оставаться собой. Паралельно режиссер развивает линию таинственного друга Дина, который со временем превращается в угрожающего соперника.

Так и не раскрыв до конца правды, но разбросав всевозможные намеки, режиссер оставляет за зрителем право решить, был ли Дин плодом воображения Джима. Обнадеживающий сценарий, удачный подбор актеров, между тем, подпорчен абослютно скомканным финалом, так, будто режиссер, осознав избитость сюжета, попытался безуспешно привнести оригинальности в его кульминацию.

© oiff.com.ua

Гостей фестиваля также ждал самый ожидаемый мастер-класс ОМКФ от Дарена Аронофски. Культовый режиссер проводил встречу с гостями фестиваля в прошлом году по скайпу и тогда пообещал посетить Одессу в 2015 году. Сдержав обещание Аронофски собрал полный зал кинотеатра Родина.

Отвечая на вопрос о сложностях финансирования кино Даррен сказал:

"Покажите свои телефоны. В каждом из них сейчас есть камеры. Если бы я начинал снимать фильмы сейчас, то наверняка на камеру телефона. Сейчас финансирование не должно быть главной проблемой. Оправданий больше не осталось, теперь сила есть у всех. Вопрос - зачем? Главное чтобы была история, которую стоит рассказать".

© oiff.com.ua

Начинать Даррен советует с короткого метра, который он лично выводит в отдельный тип искусства. Сам Аронофски занимался короткометражками 10 лет до своего полнометражного дебюта «Пи», на съемки которой он одалживал деньги у друзей.

Работая с актерами, Аронофски пытается добиться настоящего взаимного доверия, но может быть достаточно суров. Работу над сценарием режиссер сравнил с шуткой, которую рассказывают раз за разом, постепенно добавляя новые детали. Над своими историями он всегда работает, размышляя, впечатлят ли они его друзей, а вдохновение и сюжет рекомендует искать в маленьких деталях.

«Не нужно путать увлекательный фильм с развлечением. Вы встречали многих зрителей, которым «Реквием по мечте» показался скучным? Но если вы встретите человека, которому он показался развлекательным бегите без оглядки».

© oiff.com.ua

Тем временем в национальной секции были подведены первые итоги и состоялось вручение призов. Лучшим фильмом национальной конкурсной программы в секции короткого метра стала картина Марины Степанской “Мужская работа” за “прекрасное чувство кинематографической материи и органичную игру актеров”. В центре сюжета 40-летний юрист, работающий на Компанию, которая занимается скупкой земель, иногда на грани закона. Приехав проверять очередной "объект", он натыкается на недостроенный собор без куполов посреди поля. Мужчине нужно решить, что делать с "объектом" согласно интересам Компании и как договориться с фермером, которому принадлежит земля.

© oiff.com.ua

Приз за Лучшую актерскую работу в размере 25 000 грн получил актерский дуэт фильма Екатерины Горностай “Поодаль” - Виктория Миронюк и Андрей Палатный. Режиссер сняла интимную историю о разговоре пары в постели. Картина затрагивает непростую тему как строить отношения, когда закончилась влюбленность.

© oiff.com.ua

Жюри национальной конкурсной программы также отметило специальным дипломом дебютную документальную работу Михаила Москаленко “Стена” - документальная хроника с комментариями о строительстве инженерных сооружений на границе между Украиной и Россией, названных «Стена» или «Европейский вал».

© oiff.com.ua

Единогласным решением экспертного жюри был определен Лучший проект продюсерского Питчинга в рамках секции Film Industry Office - им стал дебютный полный метр режиссера Максима Ксёнды «Танк» - история о подростке по кличке Малый, который пытается продать нашедший в лесу немецкий танк времен Второй Мировой. Это уже вторая награда ОМКФ для Максима Ксёнды, в 2013 году его работа «Дорога» получила «Дюк» как лучший короткометражный фильм национального конкурса.

Кроме того, были названы лучшие фильмы Национальной конкурсной программы по версии Жюри Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI): лучший полнометражный фильм - документальная лента Кшиштофа Копчински «Диббук. История странствующих душ» (острая документальаня картина о Хасидах в Умани) и лучший короткометражный фильм - «Сын» Филиппа Сотниченко (история о разводе супружеской пары и непростых отношениях с маленькиим сыном).

© oiff.com.ua

Уже сегодня в Театре музыкальной комедии состоится торжественная церемония закрытия Одесского кинофестиваля. На сцене будут оглашены обладатели главных наград - Гран-при за лучший фильм Международной конкурсной программы, приз за Лучший фильм, Лучшую режиссуру и Лучшую актерскую работу, а также Золотой Дюка за Лучший украинский полнометражный фильм.

Подробности фестивальной недели читайте на tochka.net, а также смотрите в сюжетах телеканала “Украина”, освещающего главные события ОМКФ.

Читай также