Один из лидеров итальянского современного кинематографа, Маттео Гарроне своего зрителя завоевал жестокой действительностью, которую выбрал в качестве ключевого инструмента своих картин. Разоблачительная “Гомора” о нарко-мафии итальянских бедных районов не оставила равнодушным Каннское жюри в 2008 году, наградившее его Золотой пальмовой ветвью. Заигрывая с псевдонастоящим в виде телевизионных шоу, Гарроне вновь заставил говорить о себе в 2012 году, когда картина “Реальность” повторила успех “Гоморры” и взяла главную награду Канн.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Описание новой ленты Гарроне заинтриговало как поклонников кинематографиста, так и Каннских отборщиков, ведь именно там “Сказка сказок” имела свою мировую премьеру. Примечательно, что новый фильм господина Маттео - его англоязычный дебют. И в качестве универсального языка режиссер выбрал не жестокую действительность, а сказку, впрочем, не менее жестокую.
“Сказка сказок” - красочная и довольно вольная экранизация одноименного сборника гения неаполитанского барокко Джамбаттисты Базиле. В начале 17-го века поэт и сказочник записал и литературно обработал сюжеты, позже вдохновившие Шарля Перро и братьев Гримм на поучительные детские сказки.
В оригинальной неадаптированной на детский лад истории все также есть короли и подданые, маги и волшебники, красавицы-принцессы и уродливые великаны. Однако сказка глазами Гарроне приобретает свой первозданный готический вид с мрачными тонами и гротескными сюжетами, не преследующими цель превосходства добра над злом.
Королева Туманов готова пожертвовать мужем лишь бы родить ребенка, и, послушав мага, та посылает Короля добыть сердце морского чудища, чтобы съесть его и забеременеть. Где-то по-соседству сластолюбивый Король Одинокого Утеса влюбляется в голос прекрасной девы, не подозревая о том, что зовет в жены старуху. Тем временем Король Диких Гор забыл о юной дочери, чтобы ухаживать за гигантской блохой.
Визуализировать такой предельно условный мир фольклора становится главной задачей Маттео Гарроне. Фильм Гарроне смотрится как ожившее живописное полотно в тяжелой раме. За экспрессию и драматизм здесь отвечают впечатляющие декорации, костюмы и пейзажи сказочных земель. Три истории “Сказки сказок” - тяжеловесные сюжеты, превосходный пример литературной архаики. Возможно именно поэтому их экранизация выдается чрезвычайно смелым жестом.
Впрочем, как бывший художник-постановщик, Гарроне заметно склонился в сторону технической задачи оживить мир средневековой сказки, в то время как пострадало само повествование. Сюжетно картина распадается как пазл. Режиссер без оснований пытается поведать три не связанные сюжетно истории в режиме парарельного времени. Такой прием можно объяснить попыткой растянуть до эпичных размеров герметичные по свое сути сказочные байки. Вероятно, магию фольклора не так уж легко превратить в магию кино.
Впрочем, такой режиссерский прокол с лихвой компенсируют, собственно, сказки, причудливые, чрезвычайно далекие в своих сюжетах от действительности, и в то же время, пугающе актуальные в вопросах, рискующих тревожить человечество не один век - гендерное и классовое неравенство, пренебрежение родственными узами, эгоистичность и пагубность собственных желаний.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского портала tochka.net