"Высотка": как построить хаос

Случай с “Высоткой” Бена Уитли напоминает письмо, опоздавшее к адресату на 40 лет, однако парадоксально не утратившее свою актуальность. Знаменитый английский романист Джеймс Баллард написал свою антиутопию еще в 1975 году. Говорят, уже тогда права на экранизацию мгновенно приобрели, как-никак Баллард − крупнейшая фигура британской литературы второй половины XX века. Однако экранизация так и не случилась, слишком трудновыполнимой казалась задача воссоздать утопическую высотку как модель элитарного общества.

Теорию о неэкранизируемости книги опровергли в 1987 году, когда сюжет Балларда воспроизвели в научно-фантастическом сериале “Доктор Кто”. Историю, вдохновленную “Высоткой”, разыграли в целых четырех эпизодах, впрочем, скудные теледекорации не передали всю монументальность книги.

 

© moviestillsdb.com

 

В 2015 году приходит черед молодого английского режиссера Бена Уитли (к слову, за его плечами режиссура нескольких эпизодов современного сериала “Доктор Кто”). Картину впервые показали на кинофестивале в Торонто, и с тех пор разговоры о новой попытке адаптации такой сложной книги не утихают.

Важность современной “Высотки” Бена Уитли состоит еще и в том, что это первая экранизация Балларда со времен “Автокатастрофы” (1996)  Девида Кроненберга, за которую тот получил приз жюри на Каннском кинофестивале. Обе картины объединяет важная составляющая Баллардовских сюжетов − человеческие психопатологии и сексуальные девиации. Герои “Высотки”, ровно как и “Автокатастрофы”, одержимы различными фобиями, а также болезненной страстью к насилию. И если у Кронеберга с визуальной точки зрения получилась довольно прямолинейная картина, то Уитли свой фильм сделал под влиянием ретрофутуризма, явно вдохновляясь ярким “Заводным апельсином” Стэнли Кубрика.

 

© moviestillsdb.com

 

В центре сюжета хирург  Роберт Лэнг (Том Хиддлстон), который только что переехал в роскошный небоскреб, оборудованный всем необходимым для жизни − от спортзала и бассейна до начальной школы и супермаркета. Высотка своей монументальностью напоминает образец тусклого неоконструктивизма, однако внутри нее всевозможными красками переливаются дорогие дизайнерские решения. При этом, чем выше расположена квартира, тем роскошней живут ее обитатели. Классовая вертикаль здесь воспроизводится наочно. Неудивительно, что архитектор здания Энтони Ройал (Джереми Айронс) − настоящий небожитель, обитающий в пентхаусе с садами.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Лэнг переехал сюда, чтобы, как утверждает он сам, уединиться от посторонних. В даном случае высотка − противоречивый выбор. Да, огромное здание изолировано от внешних  факторов влияния, лишь немногие покидают его на собственных машинах, отправляясь на работу. Большинство же вполне серьезно считает его единственной из всех возможных вселенных. Однако замкутым  в четырех стенах аристократам не остается ничего, кроме как веселиться, окунувшись в болезненную атмосферу гедонизма. Таким образом, всевозможные многолюдные вечеринки становятся основным занятием, постепенно перерастая из досуга в полноценную работу с обязанностями.

 

© moviestillsdb.com

 

В такой замкнутой инфраструктуре конфликт между жителями разных уровней неизбежен. Со временем идеально спланированный мир высотки погрузится в хаос насилия и безнаказанности, а тихий новичок доктор Лэнг выйдет на арену как главное действующее лицо.

Эксплуатируя очевидную метафору антиутопии, в даной картине режиссер Уитни зарекомендовал себя как автор, способный оставаться верным материалу, над которым работает. О временных рамках в книге, ровно как и в фильме, не сказано, однако дух 70-х (времена Балларда) здесь среди ключевых визуальных решений. На фоне остальных герой Хиддлстона, на первый взгляд, заметно выделяется, как носитель современных взглядов на жизнь.

 

© moviestillsdb.com

 

Уитни очень тщательно передает положение современного общества в мелких деталях,  диалогах и сюжетных зарисовках,  каждый из которых хочется поставить на паузу и анализировать. К примеру, один из самых удачных антиутопичных приемов − секс как обыденный ритуал, потерявший любую эмоциональную связь с понятиями любви и чувственности − по сути, гиперболизированное положение вещей сегодняшних. Герои “Высотки” могут вести беседу во время секса, констатировать факт измены, совершенно не тревожась о прочности их союза.

Вся эта атмосфера закольцованного праздника, а впоследствии − хаоса, сопровождается трагическими пассажами музыки Клинта Мэнселла, а  в моменты заострения очень оригинально звучит кавер на “SOS” ABBA в исполнении самих Portishead (первый трек после 6 лет перерыва!). Совершенно очевидый месседж фильма несет в себе речь Маргарет Тетчер о классовой борьбе, доносящаяся из радиоприемника одного из героев.

 

© moviestillsdb.com

 

И в то время как визуальное решения фильма − образцово-стильное, а идея лежит на поверхности, его наративная структура усложняет восприятие картины в десятки раз. Адаптируя книгу для фильма, Уитни, в некотором смысле, построил свою картину на хайлайтах (ключевых моментах) произведения, таким образом скомкав повествование. Тяжелую динамику, где каждый следующий эпизод ключевой, режиссер, в целом, успешно пытается сбросить за счет slow-motion кадров, к примеру, со снами Лэнга. Однако кульминационный пик припадает чуть ли не на средину фильма, оставляя после себя длинный и немного утомительный эпилог.

В целом, такой крайне неровный тон повествования − единственный недостаток фильма, который тем не менее делает “Высотку” причудливой и достаточно сложной для понимания картиной. Между тем, экранизацию Балларда, без сомнения, стоит смотреть, если вас не пугает множественность интерпретаций и двойные смыслы.

"Высотка" в прокате с 7 апреля. Редакция tochka.net благодарит Вольга Украина и кинотеатр Баттерфляй Ультрамарин за сотрудничество.

 

 

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского портала tochka.net

 

 

Читай также