Дмитрий Шмурак и Дима Манифест (Manifest Production) – молодые украинские режиссеры. Вместе начали работать год назад, но уже стали известными украинскими клипмейкерами.
Режиссеры сняли за год рекордное количество клипов и попали в рейтинг "ТОП-20 лучших музыкальных клипов месяца" на телеканале М1. О съемках в запрещенных местах, бюджетах, локациях и успехе, – специально для tochka.net.
- Парни, как началось ваше сотрудничество?
Дмитрий Шмурак: Если говорить конкретно о клипах, то, да, их мы начали снимать сразу вместе. До этого каждый занимался чем-то своим.
Дима Манифест: Я работал с разными молодыми режиссерами, как оператор-постановщик. Мы снимали клипы, но часто получался не тот продукт, который задумывался. А с Митей мы познакомились на съемках реклам. Мы всегда были довольны результатами работы. И вот, как-то раз, решили попробовать работать вместе. Наш первый клип мы сняли для певицы Аполлинарии в Дубай, после этого решили, что будем работать вместе.
Дмитрий Шмурак: Я никогда до этого не снимал клипы. Можно сказать, что Дима привел меня в этот бизнес. Раньше занимался съемкой рекламы и написанием телевизионных сценариев.
- Мить, ты сейчас занимаешься только клипами?
Дмитрий Шмурак: Пытаюсь успевать писать сценарии со студией "Мамахохотала" – это пилоты сериалов и других проектов. Но основная работа сейчас это клипы.
- Сценарий вы пишете вместе?
Дима Манифест: Да, вместе. Практически весь процесс происходит "вместе": от поиска локации до монтажа. Иногда мы разделяемся, когда много работы и нужно многое успеть, но все равно это не происходит без утверждения второго.
- Ваш первый совместный артист – Аполлинария. Почему для съемок клипа на песню "Плохая девочка" был выбран Дубай?
Дима Манифест: Это случай судьбы. Мне предложили проект и сказали, что он должен сниматься за границей. Были пожелания от продюсера, куда желательно или нежелательно ехать, мы выбрали город, в котором съемка строго запрещена. Тем не менее это был отличный опыт.
Дмитрий Шмурак: Если быть честным, Дубай – это пожелание артиста.
Дима Манифест: Но, если бы вернуть время назад, мы бы сделали немножко по-другому, учитывая уже тот опыт, который у нас есть сейчас. Мы настаиваем больше на своих идеях и убеждаем артиста, что для него лучше сделать так, а не иначе.
- Естьи ли какие-то режиссеры, которые для вас являются кумирами, те, кому вы подражаете либо хотели быть похожими?
Дмитрий Шмурак: Есть несколько режиссеров, за которыми мы следим. Если у них выходят работы, мы сразу же их смотрим. В основном это зарубежные, но есть и наши: русский Илья Найшуллер, зарубежные Romain Gavras, Daniels, DPR, Saman Kesh.
Дима Манифест: Да, в основном, это зарубежные режиссеры. Всех своих знаем, любим, уважаем, дружим, но сказать, что подражаем – нет.
- Есть ли у вас свой определенный стиль?
Дима Манифест: Многие говорят, что да. Мы очень активно работаем над сценариями, Митя очень в этом подкован и многому научил меня. Мы иногда можем неделю писать сценарий, не факт, что он подойдет или понравится, но мы будем в нем уверены. Сейчас прослеживается некая "киношность" в наших клипах: есть сюжет и драматургия.
Дмитрий Шмурак: Стараемся подбирать хороших актеров, даже на самые незначительные роли, которые появляются в кадре на пять секунд. Зрителю должны быть интересны даже они. То, что нас отличает от других, мы уделяем много времени сюжету и отличительным фишкам. Так сказать, пробуем это делать по-другому.
- С какими артистами вы работали?
Дмитрий Шмурак: Светлана Тарабарова, DZIDZIO, "ТНМК", Ivan Navi, "Друга ріка", "Антитіла", "СКАЙ", TamerlanAlena, KISHE, Артем Пивоваров, Markus Riva, "Фабрика", Анастасия Приходько, Ярмак.
- От какой суммы вы беретесь снимать клип?
Дима Манифест: от 7-8 тысяч долларов можно снять уже что-то хорошее.
Дмитрий Шмурак: Часто артист спрашивает нас: "От какой суммы вам комфортно работать?". Они понимают, что при определенном бюджете это будет результат, оставляющий желать лучшего. Мы в этом случае называем минимум, при котором можем позволить себе качество: стилисты, реквизиторы, актеры, локации. Это позволяет лихорадочно не пересчитывать все объективы и какую-то часть техники.
- Вы работаете с постоянной командой?
Дима Манифест: Да, команда есть, но скажем так, у нас увеличивается портфолио, увеличивается бюджет, хотим улучшать и команду.
Дима Шмурак: Мы знаем, куда нужно двигаться в этом плане, команда есть, но есть куда расти. Безусловно, с нами работают люди, которыми мы довольны.
- Есть ли артисты, с которыми вы никогда не будете работать?
Дмитрий Шмурак: Нет, таких нет. Есть определенные вещи, которые остаются за кухней съемок, но они всегда решаются. Были такие случаи, когда артист мог на каком-то этапе отказаться работать, но сейчас приходят к нам заново, и мы сотрудничаем.
Дима Манифест: Прошел год, артисты поработали с нами, с кем-то еще, и вот опять приходят, что очень приятно (улыбается).
- Вы же беретесь не за всю работу, правда?
Дмитрий Шмурак: Да, беремся не за все. Вот за последнее время было два-три заказа, для которых мы не смогли убедить клиента в том, что их вариант съемки клипа не совсем хорош. То есть мы не сошлись в общем видении результата работы. Мы старались объяснить, что для них эта работа будет провальной. И даже, если она им понравится, то ничего для них не принесет. Это не очень интересно – к нам после этого никто не придет.
Дима Манифест: Мы говорим артистам о том, что они могут взять другую команду и сделать то, что они хотят. Обид не бывает. Чаще всего мы все равно предлагаем свои идеи, если со второго, третьего раза мы не сходимся с артистом и не находим точки соприкосновения, то мы отказываемся. Происходит это без нервов и обид.
- Самый краткий срок (имеется в виду съемочный процесс), за который можно снять клип?
Дима Манифест: Пример самого короткого съемочного процесса у нас – "СКАЙ" ("Мелодія серця"). Мы снимали без перерывов на еду и отдыха, у нас были огромные ограничения по локациям. За 14 часов мы сняли клип. Было не очень комфортно, потому что мы боялись не успеть.
Дмитрий Шмурак: Ограничения по локации и определенные технические моменты, из-за которых нельзя было прерывать дубль: каждый следующий должен был начинаться на том, чем закончился предыдущий. Это очень нервная работа, так как вместо того, чтобы сосредоточиться на работе, ты думаешь о том, сколько осталось часов.
Дима Манифест: Для такой съемки есть идеальные условия: строится павильон, целый день проходят репетиции, потом все снимается на простые камеры, а после этого уже начинается полноценная съемка. То есть подготовка идет два-три дня, ну и бюджет соответственно увеличивается в два-три раза.
Например, Светлана Лобода может себе позволить и курить в кадре, но если то же самое сделает молодой артист, ему скажут: "Извините, так делать нельзя!".
- Как попасть в ротацию на канал?
Дима Манифест: Сами каналы, а мы уже с некоторыми дружим, присылают референсы, что они хотели видеть. Это обычно яркая картинка, много локаций, чтобы не было скучно. Клип не должен быть "артовым", нельзя показывать алкоголь, кровь... Очень простые правила и понятные критерии.
Дмитрий Шмурак: Проверять работы можно так: часто в заведениях клипы крутят без звука. Твое видео должно быть интересно независимо от песни. Если без музыки человек оглядывается на клип, то да – это интересно. Но, когда артист слышит такое, начинает думать, что в работе должны быть море, девушки и так далее. Логика не в том, чтобы использовать банальные вещи: туристические страны или секс.
- Вы говорите о крови и алкоголе, но у многих украинских артистов эти элементы в работах присутствуют.
Понятное дело, что кто-то может себе это позволить. Например, Светлана Лобода, которая может себе позволить и курить в кадре, но если то же самое сделает молодой артист, ему скажут: "Извините, так делать нельзя!".
- Как вы ищете локации?
Дима Манифест: Мы уже чувствуем себя какими-то скаутами в поисках локаций. Это происходит всегда, даже в наше свободное время, если мы оказываемся в интересных местах: ресторанах или каких-то заброшенных местах.
Дмитрий Шмурак: Просто меняется восприятие, ты смотришь и думаешь, что в этом месте можно было бы снять интересную историю. Поскольку удивлять нужно всегда, каждый новый клип – нельзя возвращаться к предыдущему. Это один и тот же город, тут не так быстро что-то строится и появляется, то есть нужно выискивать постоянно. Работа никогда не заканчивается.
- Ваши работы попали в ТОП-20 лучших музыкальных клипов месяца, что это за работы?
Дима Манифест: "Друга ріка" – "Монстер", "СКАЙ" – "Мелодія серця", "Антитіла" – "Танцюй" и Kishe – "До весны". Если бы этот рейтинг составлялся чуть позже, то в него попало бы больше наших работ, которые вышли позже.
- Есть ли какая-то награда, которую вы бы хотели получить за свою работу?
Дмитрий Шмурак: Наверное, нет. Даже если есть абстрактный волшебный Оскар, когда ты начинаешь об этом задумываться и изучать, то каждая конкретная награда – это не просто поощрение, а вознаграждение с предысторией и логическим объяснением.
Дима Манифест: Думаю, что самая большая награда – это, когда к нам обращаются артисты или приходят работать снова. Это и есть настоящее признание, а не статуэтки.
- Бывает такое, что вы работаете над какой-то сценой долго, а по факту она длится три секунды?
Дима Манифест: Сплошь и рядом. Только это не означает, что оно того не стоило.
Дмитрий Шмурак: Иногда бывает, что именно эти три секунды и заметят. Всегда нужно думать о том, что именно эта секунда будет решающей. 99 % времени идет на подготовку и 1% все снимается.
Со временем мы поняли, что нельзя так сильно гнаться и начали отказываться от некоторых работ.
- Ваш график работы?..
Дмитрий Шмурак: Честно говоря, за последние полгода мы успокоились и сбавили тот сумасшедший темп, который был раньше. До этого год мы понимали, что сегодня пятница только потому, что в заведениях была куча людей.
Дима Манифест: Со временем мы поняли, что нельзя так сильно гнаться и начали отказываться от некоторых работ. Поняли, что отдых очень нужен для дальнейшего результата.
Дмитрий Шмурак: Несколько человек заметили, что мы постарели (улыбается). Мы посмотрели друг на друга и не сговариваясь решили отдыхать больше.
- Есть ли в планах снять полный метр?
Дмитрий Шмурак: Просто есть такое ощущение, что это произойдет.
- С кем бы хотели поработать?
Дмитрий Шмурак и Дима Манифест: "Бумбокс" и "Океан Эльзы".
- Где вы берете вдохновение?
Дима Манифест: Вдохновить может артист или песня, после чего мы готовы очень долго думать и работать.
Дмитрий Шмурак: Когда артист присылает очень мощную песню, это по-настоящему вселяет силу.
- У вас часто в клипах снимаются ребята со студии "Мамахохотала". Почему?)
Дима Манифест: Они просто классные актеры. Это те ребята, которых замечают. Мы всегда стараемся подобрать хороших актеров и так уж получилось, что у студии "Мамахохотала" есть крутые ребята.
- Талант нужно вырастить или это все-таки больше врожденное?
Дима Манифест: Это работа и труд, при которых вырабатываются определенные навыки. Наверное, есть стиль, склоняюсь больше к такому.
Дмитрий Шмурак: Если человек работает в закрытой коробке, видит только свои работы, то часто он превращается в машину, которая производит однотипные, штампованные работы. Поэтому талант невозможен без труда.
Клипы нам очень помогают развиваться, один день – это может быть киношный стиль, другой – клип с эффектами или фешн история с красивыми девушками. Каждая работа – это вызов для нас и доказательство, что мы можем это сделать.
Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net.