Одесский кинофестиваль 2015: старт конкурса, каннский “Лобстер” и кино на Потемкинской лестнице

Чем удивлял ОМКФ в первый день киносмотра.

Анна Дацюк
Анна Дацюк
журналистка
12 июля 2015, 11:27
Отчеты
Показ фильма человек с киноаппаратом в музыкальном сопровождении michael nyman band © oiff.com.ua

Первый день ОМКФ в этом году по традиции открывался конкурсной лентой, положившей начало марафона в международном состязании. Хороший старт, как известно, задает тон всему мероприятию. В этом году хорошим стартом стала посещаемость ранних пресс-показов. Добрая половина огромного зала театра музыкальной комедии здесь заполнена не только журналистами, но и киноманами, не пожелавшими ждать вечерних премьер даных фильмов.

Секцию международного состязания открывала безкомпромиссная драматическая история “Бридженд” о череде подростковых самоубийств, которую вполне логично будет назвать настоящим холодным душом для зрителя. Повествование строится на реальной трагедии небольшого графства Бридженд, бывшей угольно-промышленной провинции Уэльса. С декабря 2007 по январь 2012 официально известно о семидесяти девяти самоубийствах в регионе. Молодой датский режиссер Йеппе Ронде снял собственную вариацию событий, сделав ключевыми отношениях между ранимыми подростками и их родителями.

ОМКФ: первый день
© oiff.com.ua

Тинейджеры Бридженда в даной истории - настоящее племя, молодые максималисты, исповедующие принципи единения и гедонизма. В то же время, их отчаянное желание жить овеяно магическим ореолом смерти как ритуала освобождения. Перед нами новая подростковая религия - самоубийство, как акт взросления и освобождение от опеки родителей. В то же время, режиссер не пытается докопаться до истины, его герои-подростки молчат в ответ на волнующий не только родителей, но и зрителей вопрос о природе выбора в пользу смерти.

Впрочем, теория случившегося в некоторой мере здесь хорошо прописана - достаточно нескольких фраз, чтобы понять в каких отношениях главные герои со своими родителями. В последствии, место для самоубийства подростки выбирают таким образом, чтобы обнаружившими тело стали именно мать с отцом. Таким безмолвным и пугающим методом Ронде поднимает вечную проблему отцов и детей.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Тем временем дневная гала-премьера “Лобстера” позволила убедиться в том, что своего зрителя ОМКФ в некотором роде воспитал - в последний раз такой ажиотаж здесь был разве что на премьере каннского хита Паоло Соррентино “Великая красота” В этом году роль “каннского хита” досталась именно “Лобсетру” - англоязычному дебюту Йоргоса Лантимоса, получившему приз жюри на последнем Каннском киносмотре. В привычной манере магического реализма Лантимос снял гротескную сатирическую историю, показав каким необъяснимым может быть стереотипное мышление общества.

ОМКФ: первый день
© oiff.com.ua

В антиутопичном мире в соответствии с правилами Города, одиноких людей арестуют и отправляют в Отель. Там они обязаны за 45 дней найти себе пару. Если им это не удаётся, их превращают в любое животное на их выбор и отпускают в Лес. В Лесу тем временем живут Одиночки - те, кто отвергает требования Города пребывать в паре. Главный герой, архитектор Девид (Колин Фарелл) попадает в отель, где терпит неудачу в поиске пары. Не желая превращаться в животное (хоть свою “реинкарнацию” он давно выбрал - Лобстер), Девид убегает в Лес к одиночкам, где, между тем, существует своя не менее тоталитарная система.

В случае с формулой антиутопии Лантимос отвергает необходимый фактор бунта, формирующий конфликт картины. Главный герой - отнюдь не бунтарь. Борясь за свое выживание, он продолжает мыслить категориями навязанными системой, причем настолько непоколебимо, что готов покалечить себя лишь бы иметь общий недуг с любимой (Рейчел Вайз), ведь именно этот фактор является залогом успешного союза.

Еще один предвиденный ажиотаж ожидал традиционный кино-перформанс на Потемкинской лестнице. В этом году в качестве легендарным фильмом под открытым небом стала картина советского кино-авангардиста, украинского режиссера Дзиги Вертова “Человек с киноаппаратом”. Не менее легендарным стало музыкальное сопровождение к ленте. Впервые в истории фестиваля живой саундтрек исполнял не Одесский симфонический оркестр, а приглашенная група музыкантов во главе композитора-минималиста Майкла Наймана.

Более 15 тисяч зрителей заняли Потемкинскую лестницу чтобы увидеть известную кино-классику в интерпретации MichaelNymanBand. Как известно, картина Вертова, представляет собой безсюжетный опыт “киноока” - созерцания без кинематографического вмешательства в виде титров, сценария, декораций и актеров. Набор сцен, показывающих один день из жизни таких городов как Одесса, Киев, и Харьков, - настоящая экскурсия в 20-е годы.

 

ОМКФ: первый день
© oiff.com.ua

Привычные сцены движения транспорта и людей, труд рабочих, культурные мероприятия, дома, витрины, подъезды наделены необычным символизмом за счет новаторских операторских приемов и экспериментов с монтажем - скошенные углы, съемка в отражении, покадровая съёмка, ускоренная съёмка, совмещение двух и более изображений в одном кадре и многие другие приемы.

Такой образец кино-авангарда не раз вдохновлял музыкантов на создание звукового сопровождения. Некоторые наделили картину современным звучанием: норвежец Biosphere с техно-эмбиент-саундтреком, полуимпровизированный живой саундтрек в исполнении оркестра тереминов The Lothars, саундтрек британской ню-джаз формации The Cinematic Orchestra. Однако Найман наделил картину Вертова неким романтическим ореолом классического звучание за счет струнных, духовых и рояля.

На последок, когда с заключительными титрами картины Вертова зрители начали покидать Потемкинскую лестницу, на экране появились кадры легендарной сцены на лестнице в фильме “Броненосец Потемкин” Сергея Эйзенштейна. По словам самого Наймана, композитор не мог не отдать дань уважения одной из самых известных локаций в мире кино.


 ОМКФ2015:Кадр из кф "Броненосец Потёмкин" и Michael Nyman Band 

По этому поводу несколькими часами ранее на Потемкинской лестнице прошло торжественное открытие памятного знака Европейской киноакадемии, а знаменитой Одесской лестнице был присвоен статус «Сокровища европейской кинокультуры». Подобных знаков в мире существует всего пять - в доме братьев Люмьер в Лионе, квартире Сергея Эйзенштейна в Москве, Центре Ингмара Бергмана в Швеции и другие.

ОМКФ: первый день
© oiff.com.ua

Подробности фестивальной недели читайте на tochka.net, а также смотрите в сюжетах телеканала “Украина”, освещающего главные события ОМКФ.

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999