Алексей Радинский: Украина - экспортер проституции

Фотография Сергея Браткова «Хортица», которая сейчас экспонируется в Центре современного искусства PinchukArtCentre, вызвала серию акций протеста. Напомним, что на фотографии изображена женщина в украинском национальном костюме с обнаженными гениталиями.

По мнению, культуролога Алексея Радинского (Научно-исследовательский центр визуальной культуры), выставка Браткова является первым примером действительно актуального искусства в PinchukArtCentre. Однако, по словам главы комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма Александра Бригинца, фотография «Хортица» не имеет права выставляться в рамках международной выставки.

Алексей Радинский, Научно-исследовательский центр визуальной культуры

1. Как вы оцениваете новую выставку Сергея Браткова «Украина», которая сейчас экспонируется в PinchukArtCentre?

Цикл Сергея Браткова «Украина» является первой выставкой действительно актуального искусства в PinchukArtCentre, поскольку она обращена к украинским реалиям. Фотография «Хортица» является очень точным образом того, что происходит сегодня с украинскими женщинами и с Украиной. Как известно, Украина является одним из самых крупных экспортеров проституции в Европе.

2. О чем свидетельствуют акции протеста против выставленной работы Браткова «Хортица»?

Люди, которые выступают против фотографии Браткова, хотят верить, что живут в идеальном мире, и не видеть, что происходит вокруг. Украинские женщины поставлены государством в условия, когда они вынуждены торговать своим телом.

3. Но один из протестов был организован группой FEMEN, позиционирующими себя как феминистическая инициатива.

Акция FEMEN является позорной для феминистического движения, ведь ее послание может служить лишь подтверждениям мысли, что «украинские женщины - это шлюхи». Ведь самая позорная форма протеста - это протест на продажу. Проведенные этой группой протесты имеют целью не улучшить ситуацию, в которой сейчас находятся украинские женщины, а спекулировать на брутальных медиаповодах. Их акции не привели и не могли привести ни к каким результатам.

4. Можно ли оценивать фотографию «Хортица» как имеющую порнографический характер? Может ли она выставляться в публичном месте, где проводятся школьные экскурсии?

Не надо забывать, что школьники могут свободно смотреть порнографию в Интернете. Гениталии, изображенные на фотографии Браткова, скорее всего, отнюдь не попадают под современную редакцию закона о порнографии, поскольку не представлены возбуждающим способом. Задача художественной галереи - выставлять искусство, комментирующее происходящее в обществе, не важно, каким образом.

Бригинец Александр, глава комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма

1. Как вы оцениваете новую выставку Сергея Браткова «Украина», экспонирующуюся сейчас в PinchukArtCentre?

Хочу первым делом отметить, что я являюсь большим поклонником современного, актуального искусства. Я не говорю, что я против этой работы, я против того, чтобы ее выставляли в PinchukArtCentre. Это неэтично относительно Пинчука, а не относительно художника. У художника задача одна - подороже продать свою провокацию.

2. Почему выставку Браткова можно рассматривать как национальное оскорбление?

Если бы девушка на фотографии Браткова была в исламском хиджабе, его дом уже давно мог взорваться. Но тогда его работы стоили бы еще дороже. Художник не уважает женщину, но к этому словно привыкли. Но попирается и национальное достоинство, причем попирается оно извне.

3. Существует мнение, что работа является образцом социальной критики, направленной против экспорта украинских женщин за границу?

Если бы это сделал украинский художник в украинской галерее, то можно было бы говорить о социальной критике. Надо учитывать контекст. Он никогда не заявлял о себе, как об украинце.

Россиянки тоже очень активно занимаются проституцией в других странах. И что было бы Браткову как резиденту России, если бы он изобразил там девушку в кокошнике? Он бы не отважился, потому что ему после этого в России было бы нечего делать.

4. Если бы аналогичная работа принадлежала Марчуку, можно ли было бы тогда рассматривать ее как социальную критику?

Важно не то, что я по этому поводу думаю. Важно, что были заданы вопросы, что общество должно дать на них ответы. То, что есть люди, которые начали протестовать - это очень хорошо.

Читай также