Фильм "Шапито-шоу": назад в восьмидесятые (видео)

afisha.tochka.net делится впечатлениями о новой культовой кинокартине из России.

Антон Короид
Антон Короид
журналист afisha.tochka.net
2 апреля 2012, 17:46
Афиша
© kinopoisk.ru

1 апреля в Киеве состоялся допремьерный показ фильма Сергея Лобана "Шапито-шоу". В украинский прокат картина выходит только сейчас, несмотря на то, что в России она появилась в январе, а в 2011 году успела собрать несколько призов крупных российских кинофестивалей, в частности приз жюри Московского кинофестиваля и гран-при фестиваля "Киношок".

Длительный и сложный процесс съемок, который несколько раз прерывался из-за нестабильного финансирования, а также интерес к творчеству Сергея Лобана, основателю арт-объединения "СВОИ2000", обеспечили повышенный интерес к фильму, а также его почти культовый статус сразу после выхода.

Рядовой зритель, пришедший на "Шапито-шоу", прежде всего с ужасом обнаружит, что до начала сеанса ему стоило запастись поп-корном и несколько раз впрок сходить в уборную, поскольку смотреть это кино придется 3 с половиной часа.

По формату это, как сейчас популярно, сборник кино-новелл, объединенных единым сюжетом и героями. Все новеллы, каждая из которых посвящена одной универсальной эмоции, или состоянию (любовь, дружба, уважение, сотрудничество), объединяет тема путешествия в Крым, а в финале их сюжеты объединяются.

Особое место в "Шапито-шоу" занимают музыкальные номера, которые своеобразно резюмируют истории главных героев каждой новеллы. Номера выполнены в подчеркнуто заниженной стилистике детских фильмов эпохи Перестройки в СССР (прежде всего приходит на ум культовое "Выше радуги" и "Зурбаган" в исполнении юного Вовы Преснякова). При этом финальную песню исполняют все герои фильма. Именно с песен начинается перемещение зрителя в 80-е.

По словам автора сценария "Шапито-шоу" Марины Потаповой, песни были добавлены в картину позже, ради удлинения хронометража предполагаемой телевизионной версии (выход которой в настоящее время остается под вопросом). Потом стало ясно, что они превратились в неотъемлемую частью фильма. В то время как их смысловую нагрузку нельзя охарактеризовать однозначно, эти до смешного простые песни, почти речевки под навязчивое караоке, как музыкально так и стилистически становятся штрихом к неповторимой атмосфере "перестроечных" 80-х.

На 30 лет назад зрителя отсылают удивительные неподвластные времени крымские пейзажи, а также обильное присутствие в кадре моря, солнца, загорелых тел и улыбающихся физиономий.

Своеобразный юмор, абсурдность всего происходящего, а также преувеличенная и местами напыщенная эмоциональность роднит "Шапито-шоу" с детскими фильмами 80-х: "Выше Радуги" (1986), "До первой крови" (1989), "Каникулы Петрова и Васечкина: обыкновенные и невероятные" (1984).

Этот ряд зрители смогут дополнить сами, пока Сергей Лобан займется воссозданием не эпохи 80-х (действие фильма происходит, несомненно, в 2011 году), а именно атмосферы, причем атмосферы киношной.

Именно киношность является другой ключевой характеристикой "Шапито-шоу". Заядлые киноманы, киноэстеты, а также просто знатоки и зрители с профильным образованием найдут в этом фильме множество аллюзий на фильмы соответствующей эпохи, смогут обстоятельно рассказать об уникальности киноязыка, отсутствии product placement, и о том, что "Шапито-шоу" - это не очередная лента, предназначенная лишь для опустошения кошельков.

Главное место при этом займут техника съемки (добрая половина фильма снята трясущейся в руках шагающего оператора камерой), правдивость режиссера (никакие выражения "русского альтернативного" в нем не "запикиваются"), а также смелость сценариста: в кадре с умеренной частотой мелькают голые попки нудисток, обнимашки и поцелуйчики мальчиков.

Особое значение приобретают присутствие в кадре Петра Мамонова, а также обильная приправа из киноцитат. Например. в сцене с Мамоновым-пиратом цитируется "Айболит-66" Ролана Быкова. Всё вместе делает этот фильм такой себе "вещью в себе", сделанной одним художником ради самого себя и других ему подобных художников, а также их многочисленной свиты.

Но что же тогда останется всем остальным? Не всегда внятные сюжеты с ушатами приторной заумной философии "поколения интернета", которые абсурдным образом сходятся в финале, ностальгия по "перестроечному" СССР, откровенно "никакое" музыкальное сопровождение, а также тонны не всегда читаемых киноцитат.

 

 

 

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии (1)

символов 999
  • Гость 12 лет назад

    Смотрела. Безусловно шедевр. но не для всех. Этот фильм понравится тем, кто заранее готов к тому, что это - театр абсурда

    Прокомментировать Мне нравится