Недавно мы рассказывали о премьере новой "Травиаты" в Национальной опере Украины, а также публиковали интервью с режиссером Анатолием Соловьяненко, который рассказал, зачем осовременивать репертуар, и сообщил о работе опере в военное время. Главное, чем отличается новая "Травиата" от классической, — антураж и костюмы. Действие происходит в современном мире, кринолины заменили на шорты, письма на смс, а изящные канапе на модерновые кресла.
Чтобы мы смогли полнее ощутить дух оперы нового времени, tochka.net также пригласили посетить пошивочный цех и пообщаться с артистами. Находится он недалеко от театра и похож на уютное ателье, наполненное эскизами, отрезами тканей, пуговицами и прочими атрибутами мастериц. Именно здесь, под руководством художников по костюмам, создаются великолепные платья для балерин и камзолы оперных певцов.
Учитывая, что в работе над спектаклем могут быть заняты несколько составов, костюмы шьют для каждого индивидуально. Поэтому изменения в весе очень нежелательны — ведь придется потом снова подгонять наряд по фигуре.
Оказывается, стереотип о том, что оперный певец должен "иметь вес", давно устарел. Народная артистка Анжелина Швачка, которая исполняет партию Флоры Бервуа, говорит, что сейчас артисты должны держать себя в форме.
Сейчас оперные певицы стараются следить за фигурой, сохранять форму. Три-четыре лишних килограмма — и уже нужно садиться на диету. Зритель сейчас приходит, чтобы не только насладиться пением, а и получить эстетическое удовольствие от увиденного,
— рассказывает оперная певица.
Хотя сама она признается, что не всегда удается сдерживаться, особенно в военное время.
Знаете, сейчас кто-то идет во время воздушной тревоги в укрытие, а я начинаю есть. Однако стараюсь, чтобы это были не конфеты или пирожные, а, например, мясо. Потому что сладкое очень сказывается на талии. Но даже если немного наберу, то во время генеральных прогонов все нервничают, поэтому лишнее само уйдет,
— делится народная артистка.
Анжелина появляется перед нами в роскошном блестящем костюме — корсет, короткие шорты, ботфорты на каблуках. Она рассказывает, что художник по костюмам часто работает в тандеме с артистами. С теми, кого давно и хорошо знает, получается понимать друг друга с полуслова.
Анна Ипатьева разрабатывала костюмы и для "Кармен", и для "Риголетто", поэтому я ей полностью доверяла. Она мне показала эскизы перед тем, как запустить их в работу, и я была в восторге. Иногда могу что-то попросить добавить или учесть. Например, я не очень люблю, когда в костюме открыты руки, и Аня добавила мне эффектные прозрачные рукава. Или вот попросила швею сделать юбку короче сантиметров на 20, потому что время танцев я могу наступить на нее и остаться без юбки,
— рассказывает Анжелина.
За 30 лет на сцене случались у оперной певицы и конфузы с костюмами.
Один раз во время исполнения "Кармен" на гастролях на мне было платье на молнии и пуговке. И во время любовной сцены я чувствую, что молния поползла. Говорю партнеру: "Платье. Платье застегни!" Он отвечает, что не может, потому что я лежу на спине. В общем, когда мы пели дует, он меня поглаживал по спине и потихоньку застегивал эту молнию. Но самое интересное, что в том же представлении, когда он стал на колено, то порвал туфлю,
— со смехом вспоминает Швачка.
Анжелина считает прекрасными в "Травиате" не только костюмы, но и идею осовременивания постановок в целом.
Я уже столько модерновых и авангардных спектаклей спела, поэтому мне такой стиль по душе. Даже считаю, что этот вариант лучше, чем был до того. Поверьте мне, в кринолинах ходить очень тяжело! А современная версия имеет право быть, потому что это очень хороший спектакль с красивыми костюмами, декорациями и талантливым видением режиссера,
— рассказывает певица.
Также она считает, что сейчас людям важна опера, ведь в этом месте они могут почувствовать себя счастливыми.
Я не согласна с выражением "когда говорят пушки, музы молчат". Сейчас люди растеряны, а опера — это настоящий храм души. Мы счастливы, потому что в такое время можем делать людей немного радостнее,
— говорит Анжелина.
С ней согласна и Тамара Калинкина, которая исполняет партию Виолетты.
Я вижу, сколько людей приходит, вижу полный зал (во время военного положения места ограничены до 450. — Прим. ред.). Это значит, что людям нужно то, что может вдохновлять, давать глоток свежего воздуха, нести добро и красоту, заставлять думать. Опера — это не просто светско-культурная жизнь, это искусство, воспитывающее людей. Поэтому, на мой взгляд, однозначно опера очень нужна во время войны,
— делится Калинкина.
Тамара предстает перед нами в одном из четырех нарядов, сшитых для ее героини. Это костюм для верховой прогулки — по сюжету Виолетта возвращается после нее во втором акте. В классической версии это было домашнее платье.
Мне по вкусу любой костюм, в котором я работаю. Сложность только в том, что нужно переодеваться четыре раза. Но у нас есть костюмеры, они сильно помогают. Самое важное, о чем я думаю — справиться со своей партией максимально идеально, потому что она очень сложна. Только первая ария чего стоит!
— говорит Тамара.
Виолетта и Флора дружны по сюжету оперы (в отличие от романа "Дама с камелиями", на котором она основана). Дружны меж собой и Тамара с Анжелой.
Последняя появляется уже в другом костюме — платье, усыпанном пайетками, со шлейфом и соблазнительными чулками.
Партия действительно сложная, поэтому я искренне желаю тебе удачи. Что касается переодеваний — например, на "Золушке" у меня есть полторы минуты, чтобы переодеться в свадебный наряд. Полторы! Поэтому помогают пять костюмеров: одна надевает перчатки, другая — колготки, третья — корону и т. д. Это невероятный стресс!
— комментирует Швачка.
Относительно правил поддержания себя в форме Тамара говорит, что она не придерживается ни одного из них.
Единственное правило, которое я уже осознала, — нужно хорошо спать. Если несколько дней не высыпаешься, нужно отложить все дела и хорошо отдохнуть. Потому что когда ты хорошо отдыхаешь, совсем по-другому звучишь. А еще мой секрет — хороший стейк. Все, никаких больше правил! Может, поэтому я нестандартная вокалистка,
— с улыбкой рассказывает Тамара.
К разговору присоединяется Дмитрий Кузьмин, играющий любимого Виолетты и исполняющий партию Альфредо. Костюмы мужчин — классические "тройки", так что им не приходится привыкать к чему-то новому.
Я довольно легко принял современную режиссерскую трактовку оперы Верди. Для меня важно, что он не противоречит главной идее произведения. Мне пришлось петь во многих "Травиатах", больше, чем во всех других спектаклях. Были разные версии, даже приходилось менять костюм прямо на сцене, раздеваться до трусов. Но это было в рамках концепции спектакля, а не просто для развлечения. Еще эта версия отличается тем, что наши с Тамарой герои более глубоко погружаются в свои отношения,
— говорит Дмитрий.
А вот костюмы артистов балета — это настоящий сюрприз для зрителей. Хореографию в стиле модерн для балета разрабатывал прогрессивный, талантливый Виктор Ищук.
Если ты все еще не видела одну из главных премьер сезона, не упусти возможность — третий показ состоится в это воскресенье, 20 ноября, в 15:00.
Важно!
В случае воздушной тревоги зрители будут приглашены к временному укрытию в помещении гардероба, расположенного этажом ниже под фойе партера.
Билеты на спектакли (450 мест) можно купить онлайн.
Комментарии