Начало новых традиций: в Нацопере состоялась большая премьера "Снежной королевы"

В Национальной опере Украины прошла большая премьера обновленного балета "Снежная королева". tochka.net побывала на генеральной репетиции и узнала, какая сложная задача стояла перед творческой группой и как изменилась постановка. А еще артисты рассказали, что роднит их с героями, как они переживают отключения электроэнергии и чем вдохновляются.

Балет "Снежная королева" поставлен по мотивам хорошо всем знакомой сказки Ганса Кристиана Андерсена. Но вот музыкальное сопровождение несколько необычное. В свете последних событий театр принял важное решение — отказаться от произведений российских композиторов. Творческая группа театра, к которой присоединились Николай Дедюра, Сергей Голубничий и Виктор Ищук, несколько изменили музыку в балете и подкорректировали хореографию. Сейчас основа спектакля — это компиляция произведений Эдварда Грига, Жюля Массне и других композиторов.

Герда (Татьяна Лёзова) в поисках Кая встречается с самыми разными персонажами © Александра Злуницына

"Снежная королева" стартовала 23 декабря, а 30 и 31 декабря ее будут давать дважды — в 12:00 и 17:00. Начиная со 2 января постановка будет идти каждый день, до 8 января. Раньше в таком графике шел "парад "Щелкунчиков". Однако балет полностью основан на музыке Чайковского, и "немного поправить" его не вышло бы.

Работа была очень сложная, потому что существовала первая версия этого спектакля, на 80% состоящая из музыки русских композиторов – Чайковского, Лядова, Глазунова. Но этот спектакль очень востребован, поэтому возникла идея заменить музыку. Это крайне непросто, потому что есть порядок номеров, хореография. Сотни часов я слушал разных композиторов и искал музыку, которая сможет стать удачной заменой и по музыкальному размеру, и подходить под самую историю. А еще у меня была идея найти музыку, которая большинству зрителей неизвестна — так в балет вошли композиции французов Жюля Массне и Августы Ольмес. Вот так вместе с дирижером нам удалось обновить спектакль,
— рассказывает балетмейстер Виктор Ищук.

Виктор Ищук переработал практически всю музыку и часть хореографии в постановке © Александра Злуницына

Впервые "Снежную королеву" в постановке Анико Рехвиашвили показали в 2016 году. Она сразу же привлекла внимание ценителей балета.

Мы создали оригинальную хореографию, опирающуюся на классические традиции. Такие условия диктовала музыка. Я бы назвала хореографический рисунок очень изобретательным, современным, с интересными режиссерскими ходами, которые более ориентированы на взрослого, подготовленного зрителя... Этот балет уже имели возможность оценить за границей — в Афинах, в концерт-холле "Мегарон" 15 запланированных представлений прошли с аншлагом, даже пришлось делать два дополнительных. Местная пресса дала высокую оценку нашим исполнителям, даже назвала спектакль "мировой премьерой",
— говорила в свое время балетмейстер-постановщик Анико Рехвиашвили.

Герда повстречает очаровательную Хозяйку волшебного сада (Людмила Мельник) © Александра Злуницына

Артисты, которые сегодня задействованы в балете, были знакомы с ним изначально. Анико буквально ставила спектакль под них — Анастасия Шевченко (Снежная королева), Ярослав Ткачук (Кай), Татьяна Лёзова (Герда) танцуют его годами и у них уже сложились свои отношения с героями.  

Многие отмечают, что если в жизни встретить приму Анастасию Шевченко, никогда не заподозришь в ней Снежную королеву. Да, она статная и очень красивая девушка, но мягкая, дружелюбная и открытая. А вот на сцене она превращается в настоящую ледяную злодейку, которая, кажется, одним только взглядом может стереть кого угодно. Хотя сама Анастасия свою героиню не считает злой.

Снежная королева (Анастасия Шевченко) во время воздушной тревоги пообщалась с журналистами © Александра Злуницына

Она красивая и невероятная женщина, которая не была злой или коварной. Снежная королева просто знала, чего хочет. Но когда увидела, что у Кая с Гердой настоящая любовь, благородно отошла в сторону,
— говорит Анастасия.

Татьяна Лёзова признается, что у них с Гердой есть нечто общее.

Мне кажется, что я, как и Герда, довольно смелая девушка. И буду сражаться до конца. И за Кая, и за муфточку,
— улыбается балерина.

Кай (Ярослав Ткачук) и Герда (Татьяна Лёзова) вместе не только на сцене, но и в жизни © Александра Злуницына

А вот Ярослав Ткачук любит своего Кая за многогранность роли.

Любая партия интересна, когда в начале ты один персонаж, а в конце другой. И этот спектакль — один из немногих таких. В начале я мальчик, потом под действием магии меняюсь, но при этом не понимаю, кто я. Во втором акте я уже полностью на стороне Снежной королевы. Ну и в конце, когда чары спадают, становится понятно, что я уже не мальчик, а парень, и с Гердой у нас не дружба, а любовь. Грубо говоря, у меня три Кая за спектакль,
— говорит премьер.

Также артист считает эту роль одной из трех самых сложных в своей жизни. Как физически, так и эмоционально.

Ярослав Ткачук признается, что партия Кая — одна из наисложнейших © Александра Злуницына

Долгое время было только два Кая — я и Никита Сухоруков. И мы были очень измотаны этой партией, даже засыпали в антракте. Наш коллега Андрей Гавришков часто подкалывал, мол, да что там танцевать, его Снежная королева забирает и все. Мы ему говорили: "Подожди, все сам увидишь". И потом, когда он стал в один из составов, мы заходим в раздевалку, а Андрей лежит. Говорит: "Я понял, о чем вы". Конечно, есть тяжелые партии и в "Спартаке", и в "Венском вальсе", но они распределены по времени. А тут получается такой спринтерский забег. Я могу точно сказать, что партия Кая третья по сложности из всех возможных. И физически, и морально. Хореограф вложил в него очень многое, особенно во втором акте,
— комментирует Ярослав.

Несмотря на сложный график и условия военного времени (например, эту репетицию из-за тревоги прерывали два раза и в итоге ее пришлось перенести), артистам удается уделить время и семье, и увлечениям, которые их вдохновляют.

Например, Татьяна любит вышивать и готовить. Хотя во время отключений света сейчас это ей не всегда удается.

Ворона (Маргарита Альянах) и Ворон (Михаил Загреба) © Александра Злуницына

И на 17-й этаж очень трудно подниматься, через день приходится ставить уколы в колени, потому что для суставов это чрезмерная нагрузка,
— делится Лёзова.

А вот Анастасия вдохновляется искусством, а когда нет возможности — встречами с друзьями.

Артистам необходимо как-то восстанавливаться, ведь ты изнуряешь свое тело каждый день — репетиции, спектакли, а еще нужно эмоционально наполнять выступление. Меня вдохновляет и наполняет искусство — художники, фотография, а еще прогулки по городу (очень люблю Подол). Сейчас не так часто получается выбраться, но я нахожу приятные моменты во встречах с близкими и друзьями,
— признается прима.

Коварные тролли умело нагнетают атмосферу © Александра Злуницына

Так же во время визита в театр мы обсуждали, как же быть с желанием, которое зрители традиционно загадывали на "Щелкунчике", когда росла елка? Наверное, самым удачным моментом для этого стал финал "Снежной королевы" — когда Кай и Герда танцуют в окружении красных маков и завершают выступление счастливым поцелуем.

Момент, когда зрители загадывают новогодние желания © Александра Злуницына

Впереди нас ждет еще 11 премьерных показов "Снежной королевы", поэтому обязательно посети Нацоперу, чтобы посмотреть этот замечательный спектакль и загадать самое важное желание.

  • 30 декабря (пятница) в 12:00 и 17:00
  • 31 декабря (суббота) в 12:00 и 17:00
  • 2 января (понедельник) в 17:00
  • 3 января (вторник) в 17:00
  • 4 января (среда) в 17:00
  • 5 января (четверг) в 17:00
  • 6 января (пятница) в 17:00
  • 8 января (воскресенье) в 15:00

Важно!

В случае воздушной тревоги зрители будут приглашены к временному укрытию в помещении гардероба, расположенного этажом ниже под фойе партера.

  • Билеты на спектакли (450 мест) можно купить онлайн.
  • Электронная почта билетного отдела: help@opera.com.ua.
  • Сайт: opera.com.ua, Фейсбук: facebook.com/National.opera.of.Ukraine.

Ранее мы писали о современной постановке "Травиаты".

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Читай также